Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

16.01-16.03.2021г

РАБОТА ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ ПО СОЗДАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МАКЕТОВ

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Знакомство с основами экологии не должно быть скучным, наукообразным. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм взаимодействия с окружающим миром.

Реализация задач экологического воспитания детей возможно только при условии экологической культуры педагога, его готовности осуществлять свою деятельность с использованием новых, интересных подходов и методов. Однако, многие природные явления невозможно воспринимать непосредственно, необходимо «выстроить» в голове ребенка некую абстрактную модель. В этом случае на помощь приходит вид творческой деятельности макетирование. С помощью демонстрационных макетов у детей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний о природе.
Выделим основные этапы работы по созданию и применению экологического макета.

1 этап – предварительная работа:

  • обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.);
  • подготовка и сбор материала для создания макета.

2 этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом:

работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребёнок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.).

Занятия по конструированию и изобразительной деятельности целесообразно сопровождать художественным словом, народной музыкой, песнями. Таким образом, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Музыкальное сопровождение направляет и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя неотъемлемой частью культуры. Планируя занятия по тестопластике, необходимо учитывать, насколько хорошо дети владеют навыками лепки из соленого теста, способами и приемами декорирования изображений. Важно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет. Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

3 этап – в процессе развития и активизации игры с макетом:

созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ С МАКЕТАМИ

Организация и проведение игр детей с макетами требует от педагогов большого профессионального мастерства и такта, а также знания определенного алгоритма. Так, игра с макетом должна начинаться уже в процессе его создание. При изготовлении макета необходимо широко использовать игровые приёмы и ситуации. Процесс макетирования, построенный на игровых методах и приёмах, как правило, перерастает в увлекательную игру.

Наполняют и дополняют макет предметным материалом сами дети, но воспитатель может помочь им, предложив те или иные сочетания игровых предметов.

Подбирать предметный материал к макетам следует в зависимости от уровня развития игры воспитанников. Это могут быть универсальные (условно-обобщенные) персонажи или определенной тематики либо их сочетания.

Периодически по мере угасания интереса детей к ним педагог должен заменять персонажи новыми.

Для развития у детей воображения и творчества в группе можно поместить ящик с предметами-заместителями: крышками от пластмассовых коробок и пузырьков, пластиковыми баллонами разнообразной формы, деталями различных конструкторов и мозаик, палочками, трубочками, кусками поролона, пенопласта и т. д.

Главное требование - их безопасность для детей. Воспитанникам, которым не удаётся сразу подобрать предметы-заместители вместо недостающих игрушек при обыгрывании построек, воспитатель должен подсказывать возможные варианты замены предметов, направлять их на поиск новых оригинальных решений.

Придать творческий импульс игре можно, соединив, в одном макете фигурки-персонажи с подходящим антуражем из двух-трех разных тематических контекстов. Такой набор, требующий выстраивания воображаемой ситуации и сюжетных событий, объединяющих разные смысловые контексты, к которым относятся персонажи, расширит смысловое пространство игры.

Каждый из макетов может использоваться в отдельности или в сочетании с другими, что также служит дополнительным стимулом к новым сюжетным коллизиям. Дети совместно строят   и творчески развивают сюжеты  игр, общаются, сочиняют, фантазируют, комбинируют  разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, прогнозируют ответное ролевое поведение, комментируют зоны действия. В играх с макетами они одновременно выступают в роли режиссёра, декоратора и актёра, что положительно сказывается на развитии воображения, творческого мышления, способствует интеллектуальному развитию.

Вывод: следует отметить, что макет - это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового организма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает, как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов детей. Макет является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

Фотаматэрыялы

  • игры с макетами, ср.гр.Б
  • игры с макетами, ср.гр.Б
  • макет Джунгли, ср.гр.А
  • макет Лес, ср.гр.А
  • макет Осенний лес, ср.гр.А
  • макет Саванна, ср.гр.А
  • макет Обитатели речных долин, ср.гр.А
  • игры с макетами, ср.гр.Б
  • игры с макетами, ср.гр.Б
  • игры с макетами, ср.гр.Б
  • игры с макетами, ср.гр.Б
  • игры с макетами, ср.гр.Б
  • 2 младшая группа "А"
  • 2 младшая группа "А"
  • 2 младшая группа "А"
  • 2 младшая группа "А"
  • 2 младшая группа "А"
  • 2 младшая группа "А"
  • 2 младшая группа "А"
  • 2 младшая группа "А"
  • 2 младшая группа "А"
  • 2 младшая группа "А"
  • ср.гр.А, макет "Насекомые"
  • ср.гр.А, макет "Насекомые"
  • ср.гр.А, макет "Насекомые"
  • ср.гр.А, макет "Насекомые"
  • ср.гр.А, макет "Насекомые"
  • cтаршая группа
  • старшая группа
  • старшая группа
  • средняя группа "А"
  • средняя группа "А"
  • средняя группа "А"
  • средняя группа "А"
  • средняя группа "А"
  • средняя группа "А"
  • средняя группа "А"
  • средняя группа "А"
  • средняя группа "Б"
  • средняя группа "Б"
  • средняя группа "Б"
  • средняя группа "Б"
  • средняя группа "Б"
  • средняя группа "Б"
  • средняя группа "Б"
  • средняя группа "Б"
  • средняя группа "Б"

Раздзелы сайта