Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

        Преемственность между дошкольным и начальным звеном -       залог успешной адаптации первоклассников.

"От того, как чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям".                                                                                                                                                                   В.А. Сухомлинский

         Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.                                                                                                                                                                          Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в Беларуси.                                                                                                        В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

  • Состояние здоровья и физическое развитие детей.
  • Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
  • Умственные и нравственные способности учащихся.
  • Сформированность их творческого воображения, как направление личностного и интеллектуального развития.
  • Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

           Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.

             Достижение психологической готовности ребенка-дошкольника к поступлению в школу было и остается важной практической задачей детского сада. Но ведь ясно, что преемственность двух этапов учебно-воспитательного процесса-в детском саду и школе-не сводится,к психологической и интеллектуальной готовности ребенка к обучению,поэтому следует задуматься о готовности самой психолого-педагогической науки глубоко вникнуть в процессы, происходящие на стыке двух неразрывных звеньев образования. Даже беглое рассмотрение организации педагогического процесса в детском саду и начальной школе, содержания и методики обучения и воспитания позволяет увидеть существенные различия. Для детского сада характерны бытовой комфорт, совместные бытовая, игровая, познавательная деятельность, относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах, неформальное общение со взрослым.

        В начальной школе почти вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний; ролевые позиции учителя и ученика точно обозначены (первый учит, второй учится), успешность деятельности ученика оценивается в баллах, неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени. С переходом из "домашней" атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребенка начинает подчиняться системе строгих правил. Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированности личности ребенка становятся послушание и успехи в учебе. Резко возрастают требования не только к интеллектуальной и познавательной сферам ребенка, но и к его волевой сфере, способности к саморегуляции поведения и т.д. Успешность прохождения детьми этого столь сложного для них периода большинство исследователей видят в развитии именно их волевой и познавательной активности.

           Представляется целесообразным рассмотреть проблему перехода ребенка из детского сада в школу не с точки зрения его подготовленности к этому шагу, а с точки зрения изменения социальной позиции ребенка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.

      Дошкольный и младший школьный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. В соответствии с этим, развитие личности ребенка на каждом новом для него этапе включает три фазы:

  • адаптацию, т.е. усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с ними и детей друг с другом;
  • индивидуализацию, т.е. стремление ребенка выделиться среди других детей либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах, в том и другом случае ориентированных не столько на оценку других детей, сколько на учитилей и воспитателей;
  • интеграцию, т.е. согласование неосозноваемого стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную личность с готовностью взрослых принять в нем только то, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения перехода ребенка на новый этап общественного воспитания - в школу.

          Воспитатели детского сада и учителя начальной школы воспринимаются ребенком дошкольного и младшего школьного возраста как взрослые, от которых в значительной степени зависит его вхождение в новую для него социальную общность, и поэтому те и другие одинаково высокореферентны для него.                                                                                                                           По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Раздзелы сайта