Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

Поступление в школу – важный этап как для самого ребёнка, так и для его родителей. Этого события с одинаковым нетерпением ждут как дети, так и взрослые.  Родителей  интересуют вопросы: сможет ли ребёнок успешно учиться? Справится ли он со школьной программой? Как адаптируется в новых условиях? Зачастую родители считают, что если их дошколенок посещает детский сад, то этого вполне достаточно, чтобы можно было не беспокоиться о его подготовке к школе, либо наоборот, стремятся записать ребёнка в максимальное количество «школ раннего развития».  Тем самым перекладывая на плечи специалистов задачу подготовки ребёнка к обучению в школе.

В дошкольном учреждении действительно ведется работа по подготовке дошкольников  к обучению в школе.  Учебная  программа дошкольного образования, образовательные  стандарты дошкольного образования определяют требования к образовательному процессу и результатам освоения содержания, уровень подготовки воспитанников,  предусматривают преемственность в содержании дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования. Однако родителям  следует  помнить, что итоги обучения в первом классе - это чаще всего не показатель успеваемости малыша, а результат  совместной работы педагогов и родителей.    
        В широком плане под готовностью к школе понимают такой уровень развития детей, который позволяет им достаточно легко адаптироваться к новым условиям, овладевать знаниями, умениями, нормами поведения без ущерба для  здоровья. В структуру психологической готовности входит ряд компонентов: физиологическая, интеллектуальная, социально-личностная, эмоционально-волевая. Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе.

Чтобы подготовка к школьному обучению и адаптация к новым условиям была успешной, предлагаем несколько, на наш взгляд, полезных советов.

- Важно, чтобы ребенок пошел в школу здоровым. Начинайте жить по новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже девяти - десяти часов вечера, вставал в 7—8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что  и зачем нужно делать утром и вечером.

- Прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, т.е. сформирована мотивация к обучению. Большое значение имеет сформированность социальной позиции школьника: умение контролировать своё поведение, умение общаться со сверстниками, навык работы в коллективе, выполнение требований педагога. Родителям необходимо как можно раньше учить детей пониманию слов «нельзя» и «надо», но не гасить при этом познавательных эмоций чрезмерно высокими требованиями и строгостью.

-Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное,  общаться со сверстниками,  исполнять роль ученика.

- Ребенок должен уметь слушать и  понимать взрослого. Научите своего ребенка внимательно слушать вас и четко понимать смысл сказанного. Оставайтесь при этом добродушными и не выказывайте раздражения, если ребенок не понимает ваши требования. Просто объясните ему еще раз.

- Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Необходимы для школы и аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого читайте с вашим дошкольником книжки, а потом просите вкратце изложить содержание прочитанного. Это приучает ребенка анализировать смысл книги и делает его речь связной, закрепляя в словаре новые слова. Кроме этого, обязательны для будущего первоклассника такие качества как: любознательность, потребность в поиске ответов на вопросы. Не давайте ребенку готовые ответы на интересующие вопросы, предоставьте возможность самостоятельно найти ответ.

-Основное место в подготовке к школе детей следует уделять развитию речи.

Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к

школе умение ребёнка читать.    На самом же деле обучением чтению нужно

заканчивать работу по становлению устной речи дошкольников, а не начинать

с него. Если грамотно развивать устную речь, ребёнок легко и как бы сам

собой зачитает, причём избежит тех трудностей, которые неизбежны при

попытках обучения неподготовленного ребёнка. Некачественная помощь при

обучении чтению может так сильно навредить, что в школе будет необходимо

переучивать ребёнка. А это чревато нервными срывами и стойкими ошибками

в письменной речи в будущем. Поэтому родителям не следует форсировать

процесс  чтения, а следует обратить самое серьёзное внимание на развитие

навыков звукового анализа и синтеза, лежащих в основе обучения грамоте.

Ребенок должен уметь выделить в слове определенные звуки, называть звуки,

идущие в нем по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим,

букву пишем.) В предложении научите ребенка подсчитывать количество

слов, самостоятельно придумывать предложения с заданным количеством

слов. Задавайте с ним вопросы к предложениям с вопросительными словами

«кто» и «что». Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять,

уточнять свою речь.  Побольше общайтесь с ним!

-Тренируйте внимательность и память, а также умение регулировать свое поведение, что  позволит выполнять длительное время не очень привлекательное задание. Тогда ребенка не будут так пугать бесконечные полчаса занятий. Эти навыки можно нарабатывать ежедневно (игры, лепка, чтение,общение).
-Рассказывайте позитивные истории из своей школьной жизни. Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться,  и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен.

- Не делайте акцент на оценках. Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают стращать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным), а не на результате хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят.

-Не пугайте школой. Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни.

-Играйте в школу. Пусть все игрушки вашего ребенка пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).

-Побольше командных игр. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, — это спокойное отношение к проигрышу.

- И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.

- В интеллектуальном плане у ребенка должен быть  сформирован определенный уровень познавательных интересов. Но, вместе с тем,  не переусердствуйте с новой информацией. За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, закреплять имеющиеся знания и умения, полезно,  но все это должно быть в игровой, в не принудительной форме.

- Ребенку будет легче в школе, если он пройдет элементарную  подготовку руки к письму. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Надо научить его правильно держать ручку, пользоваться карандашом. Полезны задания на развитие мелкой моторики. Используйте  специальные пальчиковые   игры и упражнения.

-Если у Вас появились вопросы или Вы нуждаетесь в помощи, обращайтесь к педагогам дошкольного учреждения.

Запомните! При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается. Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни ровесников  (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).

Выполнение рекомендаций и сотрудничество со специалистами поможет подготовить Вашего  малыша к успешному обучению в школе.

Успехов Вам и  больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Подготовила педагог – психолог   Е.В.Крячок.

Раздзелы сайта