Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

В ГУО «Ясли-сад № 3 г. Кобрина»

пункт коррекционно-педагогической помощи (далее - ПКПП) функционирует с 2014 года.

Ежегодно в ПКПП оказывается помощь

24 воспитанникам детского сада.

Занятия проводит учитель-дефектолог

второй квалификационной категории

 Григорик Ольга Викторовна.

  

Давайте работать вместе!

 

           Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось.

   Родители часто спрашивают, много ли потребуется времени, чтобы добиться желаемого результата. Точно ответить на такой вопрос сложно, потому что каждый ребенок неповторим и зачастую непредсказуем. Скорее всего, прогноз будет ясен после проведения обследования или двух-трех занятий. Например, у одного ребенка патологию можно исправить за одно-два занятия, а у другого - за полгода, и дело здесь не в квалификации дефектолога: работа пойдет медленно при нарушениях мышечного тонуса и других патологических особенностях диагноза, а также в тех случаях, когда родители не выполняют домашние задания (сформированный на занятии с дефектологом навык нестойкий и требует повседневного подкрепления).

     Если вы увидели в своем ребенке хоть небольшое изменение, обязательно отметьте это. Ведь каждое новое приобретение малыша очень значимо! Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.

 

Уровень развития речи детей в 2 года

1.   Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.

2.   Малыши понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).

3.   Они могут выполнять просьбы взрослых, состоящие из двух частей.

4.   Уже понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул — это стул).

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам — 200-400 слов.

         Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия.

6.    После 1,5 лет малыши способны задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».

7.    Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».

8.    Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).

9.    Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется или же произносится верно.

10.   Дети используют в речи глаголы в повелительном наклонении.

11.   Слоговая структура многосложных слов нарушена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).

12.   Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.

 

Уровень развития речи детей в 3 года

1. Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи.

2. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.

3.    Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.

4.    В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.

5.    Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.

6.    В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

7.    Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.

8.    Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

 

Уровень развития речи детей в 4 года

1. К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов.

2. Словарный запас уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки

3. У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие сонорных звуков Л, Л`,  Р, Р'.

4. Дети начинают заниматься «словотворчеством», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6. В активной речи появляются слова второй степени обобщения.

7. В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.

 

Уровень развития речи детей в 5 лет

1. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.

2. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.

3. Свое высказывание ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.

4. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать  прилагательные с другими частями речи.

5. Резко возрастает  интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь  в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить  сходство в звучании  нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Это говорит о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.

6. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия.

7. На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.

8. Значительно  улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.

9. Большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие и сонорные звуки, отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

   Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков.

 

Уровень развития речи детей в 6 лет

1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.

2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.

3. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик - это полевые цветы и т.д.

4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или  иные события, участником которых он был.

5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих и сонорных звуков. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.

7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные  с  выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.

Уважаемые родители!

Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Еще раз напоминаем: не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту — помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым. Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

Почему возникают речевые нарушения?

Что такое нарушения речи?

Как помочь ребенку с нарушениями речи?

Вы озадачены:

- правильно ли говорит Ваш ребёнок

- его речь не понятна окружающим

- речь Вашего малыша отстаёт от речи его сверстников.

Не торопитесь опускать руки. Задержка речевого развития и нарушения речи успешно преодолеваются с помощью специальных коррекционных занятий.

Почему возникают речевые нарушения?

Ребёнок, появившись на свет, не владеет законами родного языка. Но у него есть способность в определённый период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. Языковая способность реализуется в ходе активного общения со взрослыми путем повторения, или имитации ребёнком слышимой речи. Если в силу каких-то причин речемыслительная деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается нарушения речи той или иной степени тяжести. 

Что такое нарушения речи? Как обстоят дела со звуками речи?

Вопреки расхожему мнению, нарушение речи - это не только нарушение произношения звуков. Важно, чтобы ребенок не только произносил звуки речи правильно, но и умел различать их на слух, определял наличие или отсутствие, а также место звука в слове. Если Ваш ребенок не владеет звуковой стороной речи, то в будущем у него возникнут трудности при обучении грамоте, он будет писать с многочисленными ошибками, которые возможно преодолеть только с помощью логопеда. 

Усвоены ли грамматические нормы языка?

Мало иметь большой словарный запас, важно уметь активно пользоваться этими словами, строить из них предложения и связные высказывания. А для этого нужно уметь согласовывать слова между собой, образовывать новые слова, подбирать нужную форму слова. В некоторых случаях грамматические ошибки встречаются в повседневной речи ребенка, в других же это можно выявить лишь в процессе логопедического обследования.

Владеет ли ребенок связной речью?

Часто при нарушениях речи дети не умеют "связно рассказывать" о событиях своей жизни, прочитанных сказках. Рассказ нередко представляет собой нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок перескакивает на другую. Владение связной речью необходимо ребенку для развития письменной речи (изложения, сочинения).

Как помочь ребёнку с нарушениями речи?

В коррекционной работе по преодолению нарушения речи необходимо участие учителя-дефектолога, который непосредственно занимается развитием речи.

Кроме того, большую роль играют родители.

Ваше активное участие в коррекционной работе      поможет специалисту добиться хороших результатов.

Советы родителям

 

-  Разговаривайте со своим ребенком с самого рождения.

-  Проговаривайте все свои действия: "Сейчас мы с Дашей пойдём гулять. Сначала наденем «шапку, шубу, сапоги».

-   Не "сюсюкайтесь" с ребенком.

-   Разговаривайте четко и спокойно. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

-  Отвечайте на все вопросы маленького "почемучки", какими бы глупыми и надоедливыми они Вам не казались. Ваш малыш познаёт мир. И важно, чтобы именно родители помогали ему в этом.

-   Чаще общайтесь с ребенком: почитайте на ночь сказку, по дороге в детский сад и домой поинтересуйтесь его делами, впечатлениями о пройденном дне, расскажите о себе.

- Если Вы заметили какие-то особенности в развитии ребенка, обязательно проконсультируйтесь со специалистами.

 

Помните: своевременная помощь позволит предотвратить нежелательные последствия!

 

Раздзелы сайта