Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

ДАРЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
ВАСИЛИШИНА,

учитель-дефектолог

Рада буду общению с вами по вопросам 
исправления или ослабления

нарушений речи детей

Время работы: 8.00-13.00

консультации: пятница
(по договорённости)

контактный телефон:
+375-29-527-04-44

декабрь 2019 года

Автоматизация звуков в речи, «кабинетная речь»

Ура, наконец – то «зарычал» («зашипел», «засвистел»)! Как многим родителям знакома такая радость, когда ребенок научился произносить долгожданный звук! Но тут же паника: «Он теперь везде «Р» вставляет, там, где надо и не надо», «Теперь везде (ш), на (с) заменяет. А куда (ш) пропало?», «Шипеть научился, но в речи также ошибается!», «Стихи в садик учили, звуки не использует!».
Это и в самом деле трудная работа – не только научиться произносить звук правильно (а это значит овладеть верным положением губ, языка, заучить артикуляционную позу), но и вставлять его в слова (а это значит верно находить место звука, переключать артикуляцию ) и пользоваться нужным звуком в речи (возможно только при полной автоматизации звука, выработке нового условного рефлекса, согласованной работы дыхания, голоса, артикуляции, развитой речеслуховой памяти, зрелым уровнем самоконтроля и хорошо развитым фонематическим слухом). Какая трудная работа для дошкольника!! А если ребенок правильно произносит звуки только в кабинете логопеда? или при выполнении домашнего задания (дома, под контролем родителей)? Многие дети в обыденной речи не используют правильную артикуляцию долгое время, затягивается время посещения логопеда, нарастает давление на ребенка. 
Сегодня о долгой автоматизации звуков и «кабинетной речи»! 
Для начала надо определить нормы постановки и автоматизации звуков. Традиционно в логопедии считается, что на постановку одного звука (подготовка артикуляционного аппарата, собственно постановка звука и автоматизация его изолированно и в слогах) уходит 1-3 месяца! Безусловно, здесь не учитываются индивидуальные особенности детей и степень речевого нарушения. Постановка звуков у детей с дизартрией проходит дольше, а у ребенка с двигательными нарушениями (выраженное нарушение мышечного тонуса, грубое нарушение иннервации и стойкие неврологические нарушения) растянуться на годы!
А сколько должна длиться автоматизация звуков? Через какой период ребенок будет употреблять в речи эти звуки? Можно ли спрогнозировать количество занятий по автоматизации звуков? Самоконтроль и родительская ответственность на этапе автоматизации снижает количество занятий? 
Существуют определенные правила автоматизации звуков. В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками, остановками, произношение по слогам – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку.
Последовательность автоматизации звуков выглядит так:

1. Автоматизация изолированного звука. 
2. Автоматизация звука в слогах. 
3. Автоматизация звука в словах. 
4. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах. 
5. Автоматизация звука в стихах, скороговорках. 
6. Автоматизация звука в текстах, рассказах, пересказах. 
7. Автоматизация звука в самостоятельной речи. 
На каждом из этих этапов дети задерживаются по-разному в силу своих индивидуальных и речевых (а также сопутствующих) особенностей. Один ребенок может автоматизировать звук согласно этим этапам за месяц, другой задержаться на этапе автоматизации слов, но последующие этапе пройти четко и без особых усилий. Третий ребенок (например, в силу ярко выраженных нарушений слоговой структуры) может очень долго автоматизировать звук во фразе и предложениях, иметь трудности при использовании звука при пересказе. Есть дети, которые плохо учат стихи в силу слабой речеслуховой памяти. Очевидно, что у них будут трудности при использовании звуков в стихах. 
Отдельно хочется остановиться на детях с дизартрией. Нарушение иннервации мышц речевого аппарата является большим препятствием на пути к правильной речи! Нередко можно встретить детей подросткового возраста (которые весь дошкольный и младший школьный период были воспитанниками логопеда, с отсутствием нарушений звукопроизношения!) с нарушением дикции, смазанной, нечеткой речью (родители и педагоги отмечают «кашу во рту»). Связано это неврологическими проблемами, легкими или средней тяжестью поражением центральной нервной системы!!! Такие дети могут обладать хорошими познавательными способностями, но при этом быть моторно неловкими, астеничными, быстро истощаемыми, рассеянными, гипервозбудимыми. Все эти особенности ЦНС препятствуют самоконтролю и успешному овладению речью, даже при условии поставленных звуков и долгой логопедической коррекции! 
Как видите, речевые нарушения ( и их сопутствующие состояния) разнообразны! Автоматизация звуков у всех детей проходит разнообразно! Есть состояния (дизартрия, выход из алалии (например, разговорился после 4-х, в 6 лет приступили к звуковой стороне речи), нарушения слоговой структуры, ЗПР, отклонения в нервно-психической сфере, поведенческие проблемы, недостаточность фонематического слуха) когда не обойтись без контроля речи дома! Иначе может возникнуть «эффект кабинетной речи».
Ответственная позиция родителя, создание благоприятной среды для занятий дома и вне кабинета логопеда, вовлечение родственников и педагогов (по возможности) - является важным моментом в этапах овладения речью!
Что такое «кабинетная речь»? 
Кабинетная речь – это когда ребенок правильно самостоятельно произносит звуки только в определенных условиях кабинета, под контролем логопеда. 
Кабинетная речь возникает, когда: 
- не развит самоконтроль за собственной речью (причины описаны выше); 
- отсутствует контроль со стороны взрослого (педагог, родитель). Это когда ребенок неправильно произносит слова с уже поставленным звуком, а взрослый не обращает никакого внимание на это произношение или напоминает о них только во время домашних заданий (в других ситуациях нет контроля); 
- недостаточная сформированность фонематического и слухового восприятия, как важнейших психических процессов в формировании навыка правильного звукопроизношения.
На этапе автоматизации звука (особенно в предложениях, самостоятельной речи) вы должны окружить ребенка «звуковым подкреплением». Это значит, что вся семья (папа/бабушка/братья/сестры) ознакомлена над какими звуками ведется работа! 
Родитель параллельно вторит ребенку (на улице, в гостях, в кино) утрируя артикуляцию нужного звука: например, ребенок: «Купи массинку», родитель «маШШШШинку». 
Не надо третировать ребенка, давить, угрожать! «Скажи правильно! Ну-ка быстро. Повтори, а то не дам». Это вызывает негодование, протест и негативизм. Учитывая, что вам работать не над одним звуком! Вы просто повторяете за ребенком с выделением нужного звука! Обычно спустя недели две ребенок начинает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой. 
Обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, на улице, в гостях, в процессе домашней работы. Если же ребенок пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи». 
Павлов И.П., изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека писал «Любое автоматизированное движение мышц ( рук , ног, языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (контроля со стороны, из вне, самоконтроля) и поэтому многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм». 
Другими словами, на своих занятиях мы должны выработать условные рефлексы при произношении нужных звуков! Это очень долгая и кропотливая работа. С учетом ярко выраженных, стойких речевых нарушений и сложных симптомокомплексов - этап автоматизации самый трудный, энергозатратный как для ребенка, так и для логопеда (родителей). Я призываю ответственно и с полной отдачей вас относиться к режиму домашних занятий и речевого окружения ребенка «вне кабинета». 
Помощь со стороны родителей (всего домашнего окружения), на этом этапе просто незаменима. Необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях. Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звуков!

ноябрь 2019г

Речь малыша формируется в общении
с окружающими его взрослыми

Важно, чтобы родители заботились о своевременном речевом развитии ребенка, обращали внимание на ее чёткость и правильность. Ведь, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче излагать свои мысли. Ваш малыш будет увереннее в себе, своих действиях, словах в общении с друзьями.
Чем правильнее речь, тем активнее происходит его всестороннее развитие. Любое нарушение речи  может повлиять на развитие  и поведение ребенка.
Вырастая, ребенок осознает свой недостаток, становится нерешительным, молчаливым, стеснительным. Родители должны сделать всё возможное, для своего малыша! С первых минут появления на свет ребенка, общайтесь  с ним правильно, следите за своей речью, она должна быть четкой, неторопливой, спокойной. Предметы нужно называть, полностью проговаривая звуки, не искажая слова, не "сюсюкать".
У человека речь формируется постепенно, это не врожденная способность. Она формируется одновременно с общим развитием ребенка. Многие родители зачастую в недоумении: «Почему малыши плохо говорят?». Большое значение для развития речи имеет состояние его высшей нервной деятельности, т.е. психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), его физическое состояние. Также негативно отражаются на становлении речи разного рода болезни (особенно на часто болеющих детей), наследственный фактор, ухудшенная экология, скудное питание, взаимопонимание в семье и др. Они ослабевают организм ребенка, снижают его психическую активность.
Как в домашних условиях помочь малышу, когда вас беспокоит, что он мало говорит, а по нормам возраста должен больше?
1. Всё свободное время разговаривайте с ребенком.
2. Привлекайте внимание к своим губам, особенно на первый звук. Выговаривайте его отчётливо. Дайте губы потрогать. Произносите этот звук, обращая внимание на его артикуляционный уклад.
3. Покупайте ребенку мыльные пузыри, вертушки, свистульки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, все, что с помощью ветра "играет".
Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.
4. Говорите сами выразительно и правильно, не торопливо. Речь произнесена должна быть спокойно.
5. Комментируйте его и свои действия.

Например:
«Сейчас мы пойдём за одеждой и будем на прогулку одеваться. Что ты наденешь: штаны или шорты, красную или зеленую футболку?».
Малыш вынужден ответить не жестом, а словом, особенно если предметы  находятся на уровне глаз, на верхней полке. Побуждайте к речи!
«Мы одели футболку, штаны, теперь будем обуваться! Принеси туфли и т. д.»

6. Занимайтесь играми для пальчиков (частью двигательного центра в коре головного мозга является речевая зона, т. о. мышление находится на кончиках пальцев);
— играйте в мозаику, «лего», раскладывайте по цветам пуговицы, перебирайте фасоль, крупы, лепите из теста, пластилина любые поделки и т. п.
7. Делайте малышу массаж рук, особенно кончики пальцев и ладошки, периодически повторяя.
8. Будьте терпеливыми родителями, повторяйте по 5 раз и больше.
9. Любое занятие подкрепляйте позитивными эмоциями, до того как ребенок устанет, заканчивайте упражнения. Следите за временем и занимайтесь 10-15 минут, не больше, несколько раз в день. Увлекаясь, родители затягивают занятие на 40 минут и более… Ребенок уже не концентрирует внимание, он устал. Это время – для Вас! Спустя 15 минут, отдохните, переключите его интерес, сходите погулять на свежий воздух или поиграйте.
10. Провоцируйте речь ребенка на сильных эмоциях, к примеру, если ребенок просит что-то, сделайте вид, что не понимаете его, объясните, что нужно попросить, проговорите, как надо сказать, он повторит за вами.
11. Если малыш не произносит начальный звук, возьмите его ладошку и произнесите первый звук четко, усилив воздушный поток на ладонь малыша.

Например: слово — «СОБАКА», где в его произношении ребенок первый звук «С» не воспроизводит.
Вы дуете звук С_______ в этом слове немного протяжнее на ладошку — «С___ОБАКА», Малыш почувствует этот холодный ветерок. Теперь попросите самому сказать на свою ладошку тоже с ветерком…(какой ветерок у каждого звука – подскажет логопед, проконсультируйтесь, и речь будет формироваться правильно).

12. Расскажите вашему малышу, где «живет голосок».
Посадите его себе на колени, прижмите к груди и спокойно говорите или пойте. Ребенок почувствует вибрацию голоса в вашей грудной клетке. Когда вы молчите – голоса нет, когда говорите или поёте – голос есть. Поиграйте с ребенком в игру «Включи голосок»
13. На начальном этапе развития речи займитесь подражанием звуков, которые воспроизводят игрушки, машины, животные.

Например: мышка — пи-пи__________, часы – тик-так________,
машина ж-ж______, водичка бежит с-с________, камарики звенят – з-з________, кошечка мурлычет мур-мур _ и так далее.

14. Развивайте память, произвольное внимание.
Повторяйте, что вы делали с утра (к примеру, умывались, завтракали, что кушали на завтрак, с какой игрушкой играли, чем занимались на прогулке)
15. Главное: занятия должны быть регулярными, не забывайте малыша хвалить за успехи, если что-то сказал.
16. Читайте вслух потешки, стихи, сказки, пересказывайте сказки.
17. Игра должна присутствовать всегда: например, возьмите 3 предмета, 2 машинки (куклы) спрячьте под платок, одного оставьте – кого не хватает? и т.д. Сейчас есть в продаже много развивающих книг, они помогут вам в организации речевых и дидактических игр. Выбирайте книги, соответствующие возрасту и развитию вашего малыша.

 

Раздзелы сайта