Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

ДАРЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
ВАСИЛИШИНА,

учитель-дефектолог

Рада буду общению с вами по вопросам 
исправления или ослабления

нарушений речи детей

Время работы: 8.00-12.00

консультации: пятница
(по договорённости)

контактный телефон:
+375-29-527-04-44

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: "Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер" и т.д. А потом спросите «Что это?». Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.
6. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребёнком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
7. 
При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалить его.
8. Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель - заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
9. Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
10. Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.

октябрь 2020г

Автоматизация звуков в речи, «кабинетная речь»

Ура, наконец – то «зарычал» («зашипел», «засвистел»)! Как многим родителям знакома такая радость, когда ребенок научился произносить долгожданный звук! Но тут же паника: 
«Он теперь везде «Р» вставляет, там, где надо и не надо» 
«Теперь везде (ш), на (с) заменяет. А куда (ш) пропало?» 
«Шипеть научился , но в речи также ошибается!» 
«Стихи в садик учили, звуки не использует!» 
Это и в самом деле трудная работа – не только научиться произносить звук правильно (а это значит овладеть верным положением губ, языка, заучить артикуляционную позу), но и вставлять его в слова (а это значит верно находить место звука, переключать артикуляцию ) и пользоваться нужным звуком в речи (возможно только при полной автоматизации звука, выработке нового условного рефлекса, согласованной работы дыхания, голоса, артикуляции, развитой речеслуховой памяти, зрелым уровнем самоконтроля и хорошо развитым фонематическим слухом). Какая трудная работа для дошкольника!! А если ребенок правильно произносит звуки только в кабинете логопеда? или при выполнении домашнего задания (дома, под контролем родителей)? Многие дети в обыденной речи не используют правильную артикуляцию долгое время, затягивается время посещения логопеда, нарастает давление на ребенка. 
Для начала надо определить нормы постановки и автоматизации звуков. Традиционно в логопедии считается, что на постановку одного звука (подготовка артикуляционного аппарата, собственно постановка звука и автоматизация его изолированно и в слогах) уходит 1-3 месяца! Безусловно, здесь не учитываются индивидуальные особенности детей и степень речевого нарушения. Постановка звуков у детей с дизартрией проходит дольше, а у ребенка с двигательными нарушениями (выраженное нарушение мышечного тонуса, грубое нарушение иннервации и стойкие неврологические нарушения) растянуться на годы!
А сколько должна длиться автоматизация звуков? Через какой период ребенок будет употреблять в речи эти звуки? Можно ли спрогнозировать количество занятий по автоматизации звуков? Самоконтроль и родительская ответственность на этапе автоматизации снижает количество занятий? 
Существуют определенные правила автоматизации звуков. В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками, остановками, произношение по слогам – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку. Последовательность автоматизации звуков выглядит так:
1. Автоматизация изолированного звука. 
2. Автоматизация звука в слогах. 
3. Автоматизация звука в словах. 
4. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах. 
5. Автоматизация звука в стихах, скороговорках. 
6. Автоматизация звука в текстах, рассказах, пересказах. 
7. Автоматизация звука в самостоятельной речи. 
На каждом из этих этапов дети задерживаются по-разному в силу своих индивидуальных и речевых (а также сопутствующих) особенностей. Один ребенок может автоматизировать звук согласно этим этапам за месяц, другой задержаться на этапе автоматизации слов, но последующие этапе пройти четко и без особых усилий. Третий ребенок (например, в силу ярко выраженных нарушений слоговой структуры) может очень долго автоматизировать звук во фразе и предложениях, иметь трудности при использовании звука при пересказе. Есть дети, которые плохо учат стихи в силу слабой речеслуховой памяти. Очевидно, что у них будут трудности при использовании звуков в стихах. 
Отдельно хочется остановиться на детях с дизартрией. Нарушение иннервации мышц речевого аппарата является большим препятствием на пути к правильной речи! Нередко можно встретить детей подросткового возраста (которые весь дошкольный и младший школьный период были воспитанниками логопеда, с отсутствием нарушений звукопроизношения!) с нарушением дикции, смазанной, нечеткой речью (родители и педагоги отмечают «кашу во рту»). Связано это неврологическими проблемами, легкими или средней тяжестью поражением центральной нервной системы!!! Такие дети могут обладать хорошими познавательными способностями, но при этом быть моторно неловкими, астеничными, быстро истощаемыми, рассеянными, гипервозбудимыми. Все эти особенности ЦНС препятствуют самоконтролю и успешному овладению речью, даже при условии поставленных звуков и долгой логопедической коррекции! 
Как видите, речевые нарушения (и их сопутствующие состояния) разнообразны! Автоматизация звуков у всех детей проходит разнообразно! Есть состояния (дизартрия, выход из алалии (например, разговорился после 4-х, в 6 лет приступили к звуковой стороне речи), нарушения слоговой структуры, ЗПР, отклонения в нервно-психической сфере, поведенческие проблемы, недостаточность фонематического слуха) когда не обойтись без контроля речи дома! Иначе может возникнуть «эффект кабинетной речи» 
Ответственная позиция родителя, создание благоприятной среды для занятий дома и вне кабинета логопеда, вовлечение родственников и педагогов (по возможности) - является важным моментом в этапах овладения речью!

Что такое «кабинетная речь»? 
Кабинетная речь – это когда ребенок правильно самостоятельно произносит звуки только в определенных условиях кабинета, под контролем логопеда. 
Кабинетная речь возникает, когда: 
- не развит самоконтроль за собственной речью (причины описаны выше); 
- отсутствует контроль со стороны взрослого (педагог, родитель). Это когда ребенок неправильно произносит слова с уже поставленным звуком, а взрослый не обращает никакого внимание на это произношение или напоминает о них только во время домашних заданий (в других ситуациях нет контроля); 
- недостаточная сформированность фонематического и слухового восприятия, как важнейших психических процессов в формировании навыка правильного звукопроизношения.
На этапе автоматизации звука (особенно в предложениях, самостоятельной речи) вы должны окружить ребенка «звуковым подкреплением». Это значит, что вся семья (папа/бабушка/братья/сестры) ознакомлена над какими звуками ведется работа! 
Родитель параллельно вторит ребенку (на улице, в гостях, в кино) утрируя артикуляцию нужного звука: например, ребенок: «Купи массинку» 
Родитель «маШШШШинку». 
Не надо третировать ребенка, давить, угрожать! «Скажи правильно! Ну-ка быстро. Повтори, а то не дам». Это вызывает негодование, протест и негативизм. Учитывая, что вам работать не над одним звуком! Вы просто повторяете за ребенком с выделением нужного звука! Обычно спустя недели две ребенок начинает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой. 
Обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, на улице, в гостях, в процессе домашней работы. Если же ребенок пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи». 
И.П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека писал «Любое автоматизированное движение мышц ( рук , ног, языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (контроля со стороны, из вне, самоконтроля) и поэтому многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм». 
Другими словами, на своих занятиях мы должны выработать условные рефлексы при произношении нужных звуков! Это очень долгая и кропотливая работа. С учетом ярко выраженных, стойких речевых нарушений и сложных симптомокомплексов - этап автоматизации самый трудный, энергозатратный как для ребенка, так и для логопеда (родителей). Я призываю ответственно и с полной отдачей вас относиться к режиму домашних занятий и речевого окружения ребенка «вне кабинета». 
Помощь со стороны родителей (всего домашнего окружения), на этом этапе просто незаменима. Необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях. Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звуков! 

 

Раздзелы сайта