Если будет вода и в ней ни одной рыбки – я не
поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не
летают в нем ласточки, я не поверю и воздуху.
И лес без зверей с одними людьми не лес…
М.Пришвин
Мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, сильными, любящими свое Отечество, свой народ. Для этого мы должны воспитывать в них любовь ко всему живому, бережное отношение к уже созданному и желание создавать новое. Прогулки и катание со склонов в красивом лесу в солнечную погоду, когда снег на лыжне искриться, а кругом стоят мохнатые ели, доставляют истинное наслаждение и воспитывают у детей чувство прекрасного. Кормление животных в парке, наблюдение за их павадками пробуждают у ребят любовь к животным.
Любить Родину – это значит любить родную природу, умело оберегать ее. Каждый день мы бываем с детьми на прогулке, ходим мимо кустарников, деревьев, цветочных клумб, ухоженных добрыми и заботливыми руками, ходим порой безучастные ко всему, что нас окружает. А потом удивляемся, почему ребята сломали березку во дворе, растоптали цветы на клумбе, обламали кустарники. Почему? Потому что мы не научили их сохранять и охранять посадки, своими руками сажать растения, наблюдать за их ростом, ухаживать за ними. Очень важно научить детей видеть и понимать красоту окружающей природы, беречь и умножать ее богатства. Рассказывая о природе своим детям, вы откроете перед ними сказочный мир жизни растений и животных, научите малышей любить и внимательно относиться к ним.
Природа и экология. Веками считалось как нечто единое. Сейчас в результате непродуманной деятельности человека всё чаще, к сожалению, воздух, вода, пища, жильё становится источником болезней человека. Можем ли мы оградить нашего ребёнка от вредной среды ? В какой – то степени ДА. Есть простые способы улучшить экологию быта : очистить воду, воздух, продукты и т.д. Каждый человек имеет достаточно средств, чтобы во многом улучшить экологию быта и труда, создать экологически более благо- приятные жилищные условия. Живые растения в помещении не только выполняют роль санитаров, но положительно воздействуют на органы чувств. Даже простое созерцание зелёных и ярко цветущих растений повышают защитные силы организма, способствуют психологическому комфорту. Не зря специалисты называют одной из причин повышения заболеваемости людей – ОБЕДНЕНИЕ природной среды. Именно экологический принцип должен лежать в основе подбора растений для помещений и участка.
Обеспечить экологическую среду за пределами помещения тоже возможно. Для этого в обязательном порядке - зелёная изгородь вокруг забора из специально подобранным деревьев и кустарников. Наиболее активными санитарами выступают клён, липа, вяз, каштан, рябина; в комнатных домашних условиях – традесканция, хлорофитум, алоэ, бегония.
Согласно учебной программы дошкольного образования / раздел «Ребенок и природа» / ребенку необходимо вначале дать представления, которые помогли бы ему почувствовать радость своего физического существования, воспитать уважительное отношение к себе и своей жизни, своё физическое «Я». Поэтому темы «Твоё чудесное тело», «Искусство быть здоровым», «Уроки безопасности» являются важными в образовательно - оздоровительной работе с детьми. Формой проведения таких занятий наиболее эффективными будут не занятия – беседы, занятия – рассказы, а занятия – эксперименты : сделать, попробовать, прочувствовать – обучение в деятельности. Занятия «открывают глаза» на самих себя, помогают изменить отношение к себе и к своему здоровью, воспитывают культуру тела и культуру чувств. Также в детском саду педагогами организуются циклы занятий, цель которых–развитие экологической направленности личности.
СОЛНЦЕ, ЗЕМЛЯ, ВОДА могут щедро одарить ребёнка здоровьем, если научить его с благодарностью принимать этот дар :
❀ больше времени проводить в естественной среде – на воздухе;
❀ чаще ходить босиком по земле, подставлять своё тело лучам солнца и свежему воздуху, использовать любую возможность, чтобы походить по воде;
❀ знать и выполнять специальные упражнения на природе (играть с солнышком, ветерком ), которые развивают и укрепляют зрение, слух, обоняние: чаще смотреть в сине-зелёную даль; слушать звуки леса, воды; радоваться ощущениям от прикосновений к тёплому сыпучему песку, влажной земле, холодному снегу;
❀ больше двигаться, используя все разнообразие способов движения в естественной природной среде: пройти по поваленному дереву, по жёрдочке через ручей, сбежать с горки; подпрыгнув, прикоснуться к ветке дерева, бросить в воду камушек так, чтобы он оставил след.
В местах, куда приходит воспитатель (родители) с детьми, будем бережно относиться к каждой травинке, цветику, кустику. И тогда ребята постепенно поймут истину: там, где побывал человек, должна оставаться чистота, потому что она несёт здоровье Научим детей обращаться к природе за помощью в случае необходимости : спрятаться от холодного ветра под ветвями большого дерева или кустом с подветренной стороны, приложить подорожник к ранке. При любой возможности расскажем детям историю из жизни природы, прочитаем рассказ, стихотворение, загадаем загадку, вспомним пословицу, поговорку о пользе природы для человека. И пусть у детей будут свои сказки и игры, в которых природа щедро вознаградит человека за внимание к ней.
Любите и берегите родную природу!
ФОТОРЕПОРТАЖИ
Уход за комнатными растениями
Работа с воспитанниками в уголках природы
ИГРЫ В ПРИРОДЕ