Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Об организации системного контроля как средства эффективного управления качеством образования

Понятие, виды и специфика контроля

Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава УДО общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Задачи контроля следующие:

- Сравнение результатов работы с нормативными требованиями;

- Оказание своевременной практической помощи сотрудникам;

- Сбор, систематизация и хранение информации о том, как изменилось состояние системы после того или иного управленческого решения, т.е. выполнение функции обратной связи;

- Сбор информации о том, как выполняются рекомендации, решения, т.е. контроль исполнения;

- Выявление и обобщение передового педагогического опыта.

Для того чтобы контроль стал инструментом мотивирования труда сотрудников УДО, он должен быть целесообразным, систематическим, объективным, гласным, носить диагностический, аналитический, обучающий и поддерживающий характер.

Процесс контроля состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

- Постановка цели;

- Выбор объекта контроля;

- Планирование контроля;

- Определение субъекта (кто проверяет);

- Сбор и обработка информации;

- Подведение итогов контроля, выработка рекомендаций и предложений;

- Проверка исполнения рекомендаций.

Виды контроля

В современной научно-методической литературе нет единого подхода к классификации видов контроля, более того, многие авторы, характеризуя их, противореча друг другу в своих взглядах и суждениях. Сущностными характеристиками каждого вида контроля являются его цель и методика проведения. На основе конкретного анализа состояния дел в дошкольном учреждении руководитель выбирает такие виды контроля, которые будут наиболее оптимальными для получения необходимой информации в данном дошкольном учреждении, формируя тем самым систему контроля. Для руководителя важно, чтобы все используемые им виды контроля дополняли друг друга и давали объективную информацию о состоянии дел в управляемом дошкольном учреждении. Рассмотрим виды контроля, отраженные в таблице

Вид контроля

Цели контроля

1

Тематический

Изучение системы работы педагогов по реализации годовых задач дошкольного учреждения

2

Результативный

Изучение конечных результатов деятельности дошкольного учреждения за определенный период, чаще всего за год, оценка степени достижения намеченных планов, определение перспектив работы на следующий учебный год

3

Фронтальный

Всестороннее целостное изучение деятельности воспитателей группы (или одного из них) по организации образовательного процесса, определение причин, приведших к низким, неудовлетворительным результатам, и оказание помощи в их ликвидации

4

Оперативный

Изучение состояния работы по определенной, более узкой, проблеме, выявление продвижения, отслеживание выполнения планов и предотвращение критических ситуаций, выявление сбоев в работе, отклонений от намеченных планов, осуществление корректирующих действий

5

Предупредительный

Предупреждение ошибок, негативных действий в деятельностипедагогов, недопущение распространения недостатков

6

Самоконтроль

Определение личной значимости выполненной работы и оценка достигнутых результатов. Демократизация и гуманизация процесса управления дошкольным учреждением, обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к изучению деятельности педагогов, работающих творчески и добившихся высоких результатов в воспитании и обучении детей

7

Взаимоконтроль

Согласование, координация деятельности воспитателей, работающих в одной группе. Демократизация процесса управления дошкольным учреждением, привлечение педагогов к контрольной функции

8

Персональный

Оценка качества выполнения педагогом своих обязанностей, выявление достижений, устранение ошибок, оказание побуждающего воздействия, объективная оценка работы педагога в период аттестации

Технология осуществления контроля

Одной из функций администрации дошкольного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с воспитанниками. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности учреждения.

Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь воспитанники и что должен проанализировать заместитель заведующего по ОД в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение воспитанников и родителей к этой деятельности и т.д.

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня; для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т.д.

Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля:

1. Наблюдение педагогического процесса.

При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в УДО.

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие умений, знаний и навыков воспитанников требованиям учебной программы дошкольного образования , и только после этого предложить свой анализ.

2. Итоговые занятия

Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается заместителем заведующего по основной деятельности, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела учебной программы, но не группой в целом, а каждым воспитанником. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из воспитанников отвечал вообще и кто ответил правильно..

3. Проверка календарных планов

Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки .

4. Беседы с воспитанниками

Это один из методов выявления уровня знаний воспитанников группы и каждого ребенка в отдельности, особенно тех воспитанников, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с учебной программой , на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся заместителем заведующего я в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме.

5. Анализ детских работ

Для создания полной картины реализации учебной программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько воспитанников выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько воспитанников выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.

Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.

С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, - например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя и педагога-предметника. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т.п.

. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.

* если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;

* при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;

* недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях, возможно, компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;

* при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;

* если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.

Одним из самых важных и сложных разделов методической работы является организация контроля в учреждении дошкольного образования. Представленные выше методы и формы контроля воспитательно-образовательного процесса помогают заместителю заведующего по основной деятельности быстрее сориентироваться в отборе приемлемой для каждого раздела программы.

Контроль может осуществляться в разных формах. Самая распространенная - это административный контроль, осуществляемый членами административно-управленческого аппарата. Он проводится по плану, утвержденному руководителем в начале учебного года. Очень важно создать единую систему контроля всех направлений работы УДО

В управлении дошкольным учреждением необходимо использовать все виды, формы и методы контроля. Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального управления. Он повышает ответственность каждого сотрудника, дает возможность своевременно скорректировать работу и увидеть положительный опыт.

 

Раздзелы сайта