Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

страничку ведёт педагог-психолог Юлия Павловна Шило

сентябрь 2020г       

Готовность воспитанника учреждения дошкольного образования к обучению на первой ступени общего среднего образования: сущность, компоненты 

Готовность к школьному обучению определяется как совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к систематическому школьному обучению; обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной и мышечной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, речи, мышления) и т.д.

Готовность к школьному обучению включает следующие компоненты:

  • мотивационная – отношение к учению как социально значимой деятельности, стремление к приобретению знаний;
  • волевая – умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном;       
  • интеллектуальная – достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, развитие логического мышления);
  • коммуникативная – наличие контекстного общения со взрослыми и со сверстниками;
  • речевая – овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи (внешняя – внутренняя, диалогическая – монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.

Готовность детей к школьному обучению определяется по таким параметрам, как:

  • планирование – умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью;
  • контроль – умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью;
  • мотивация учения – стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их;
  • уровень развития интеллекта – умение слушать и понимать другого человека, умение выполнять такие логические операции, как анализ, синтез, конкретизация и др.

Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование, при этом важно учитывать отсутствие единого мнения по поводу состава и уровня развития отдельных его составляющих.

Как правило, выделяют следующие компоненты:

Личностная готовность:

  • уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы; наличие познавательных интересов; стремление занять свое место в системе социальных отношений, выполнять важную деятельность – быть школьником;
  • «внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка к школьному обучению – психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию;
  • развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу.

Интеллектуальная готовность:

  • ориентировка в окружающем, запас знаний;
  • уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления; уровень обобщения – умение обобщать и дифференцировать предметы и явления;
  • развитие речевой сферы (в том числе и фонематического слуха).

Двигательная активность:

  • развитие мелкой моторики;
  • координация движений.

Уровень развития предпосылок учебной деятельности:

  • умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого;
  • самостоятельно действовать по заданию;
  • умение ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.

Психологическую готовность отличают от педагогической, когда акцент ставится на наличие у ребенка определенных знаний и умений (выполнение заданий на прямой и обратный счет, на состав числа, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв или узора, пересказ текста или чтение стихотворения и др.). 

Раздзелы сайта