Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

 

БАБИЧ ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА представляла данный макет на областном экологическом форуме «#ЭКОЛОГиЯ!»

ИСТОРИЯ ЗАКАЗНИКА «БОБРОВИНА»: в 2016 году создан водно-болотный заказник местного значения «Бобровина» на территории Кобринского района, первый из шести запланированных в Брестской области до 2024 года. Заказник создан в целях сохранения в естественном состоянии лесоболотного массива с участками открытых низинных болот.
Новый заказник расположен на землях лесного фонда ГОЛХУ «Кобринский опытный лесхоз» Засимовского лесничества. Его площадь составляет более 5000 гектаров. Территория «Бобровины» – это торфяное месторождение.
Небольшой по площади заказник богат редкими видами растений: выявлено 423 вида высших сосудистых растений, относящихся к 266 родам и 72 семействам. В составе флоры 2 вида плаунов, 4 – хвощей, 5 – папоротников, 3 – голосеменных и 409 – покрытосеменных (89 однодольных и 326 двудольных). Из группы редких и исчезающих растений, виды которых включены в Красную книгу Республики Беларусь, отмечены в различных частях заказника дуб скальный и кострец Бенекена, а также присутствует популяция плюща обыкновенного площадью около 1 га.
Там обнаружены дикорастущие декоративные, лекарственные, пищевые и другие хозяйственно-полезные виды растений, нуждающиеся в профилактической охране и рациональном использовании. Это водосбор обыкновенный, колокольчик персиколистный, ландыш майский, или обыкновенный, дремлик чемерицевидный (широколистный), перелеска благородная, купена многоцветковая. В лесах заказника растут и другие довольно редкие для Беларуси виды, например, лютик шерстистый, ситник луковичный, торица Моризона, вероника Диллениуса.
Редкие биотопы представлены черноольховыми и пушистоберёзовыми лесами на низинных болотах.
На территории заказника обитают 5 видов земноводных (из них камышовая жаба занесена в Красную книгу Республики Беларусь), 5 видов пресмыкающихся (из них болотная черепаха занесена в Красную книгу Республики Беларусь), 83 вида птиц и 23 вида млекопитающих (лось, олень благородный, кабан, косуля, заяц русак, волк, лисица, белка, куница лесная, куница каменная, барсук, бобр, выдра; в 2019 году были замечены следы бурого медведя, занесённого в Красную книгу Республики Беларусь).
Водно-болотный заказник «Бобровина» – настоящий рай для бёрдвотчеров Кобринщины (наблюдение за птицами, включающее при удачном стечении обстоятельств их фотографирование, прослушивание пения птиц и запись их голосов). Из редких птиц, занесённых в Красную книгу Республики Беларусь, там обитают филин (самая крупная сова весом 2–3 кг), воробьиный сыч (самая маленькая сова весом 60–80 г), зелёный, трехпалый и белоспинный дятел, что поистине уникально для такого малолесистого района, а также малый подорлик, серый журавль,чёрный аист. Кроме того, здесь зарегистрированы 16 видов птиц, имеющих европейский охранный статус (SPEC).
Особый охранный режим предполагает, что в заказнике запрещается проводить гидротехническую мелиорацию, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, размещать отходы, отводить сточные воды в окружающую среду, разводить костры в неустановленных местах, заготавливать дикорастущую продукцию и заниматься строительством. Исключение составляют работы по возведению инженерных и транспортных коммуникаций, стоянок механических транспортных средств, зданий и сооружений для целей ведения лесного хозяйства, домов охотников и рыболовов, эколого-информационных центров, сооружений для благоустройства зон отдыха, туристических стоянок и экологических троп. 

АКТУАЛЬНОСТЬ 

Суть работы состоит в том, что ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой есть формирование начал экологической культуры.
Знакомство с основами экологии не должно быть скучным, наукообразным. Основные экологические понятия дети могут усваивать посредством самых разнообразных форм взаимодействия с окружающим миром.
Однако, многие природные явления невозможно воспринимать непосредственно, необходимо «выстроить» в голове ребёнка некую абстрактную модель. В этом случае на помощь приходит такой вид творческой деятельности как макетирование.
Поскольку мышление старших воспитанников отличается предметной образностью и наглядной конкретностью, то метод моделирования, применяемый в макетировании, открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в ознакомлении детей с окружающим миром.
Создание экологических макетов рассматривается, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта. С помощью макетов формируется у воспитанников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.
Макет – это и результат конструктивно-творческой деятельности, и очень привлекательное для детей игровое пространство, в котором можно развернуть различные игровые сюжеты с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей.
Объединив процессы создания макета и режиссерской игры, можно добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, воспитанники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.
Реализация задач экологического воспитания детей возможно только при условии экологической культуры педагога, его готовности осуществлять свою деятельность с использованием новых, интересных подходов и методов.

АННОТАЦИЯ 

НАЗВАНИЕ: дидактическое пособие «Экологический макет водно-болотного заказника «Бобровина» для детей старшего дошкольного возраста – это учебное наглядное пособие (фиксированная конструкция настольного размера), выполняющее роль единого игрового пространства, на котором размещается игровой материал (мелкие игрушки, предметы, силуэты и т.д.) и можно развернуть различные игровые сюжеты. 

НАЗНАЧЕНИЕ: представленный экологический макет – это модель объекта водно-болотного заказника «Бобровина» в уменьшенном масштабе. Экомакет многофункционален и педагогам предоставляется возможность для творческого использования экомакета на занятиях, в нерегламентированной деятельности (игровой, художественной, познавательно–практической, общении), в индивидуальной работе при реализации образовательной области «Ребёнок и природа» учебной программы дошкольного образования (как при изучении темы «Природное сообщество «Водоём. Болото», так и в целом в рамках экологического воспитания). Он может служить примерным образцом для разработки аналогичного экомакета, ориентируясь на свой региональный компонент.
Применение данного объёмного наглядного пособия в экологическом воспитании обеспечивает успешное усвоение детьми представлений об особенностях объектов природы особо охраняемых территорий Кобринского района, редких животных и растениях, находящихся под угрозой глобального исчезновения, обитающих на этих территориях и внесённых в Красную книгу Республики Беларусь, их структуре, связях и отношения, существующих между ними. Применение регионального компонента позволяет более успешно справиться с поставленными экологическими задачами.
К экомакету прилагается информационная брошюра, рекламный буклет, разработки 20 дидактических игр и игровых экологических обучающих ситуаций эксклюзивного характера с дополнительными наглядными материалами к ним. Включение в игры белорусских мифических существ болот – Болотника, Жевжика, Лозовика (защитников и опекунов данного природного сообщества), представленных в белорусских легендах и мифах, позволяют воспитывать в детях не только стремление к активному участию в охране природы, но и гражданско–патриотические чувства, любовь к малой родине, гордость и желание беречь её.
Данное пособие рекомендовано воспитателям учреждений дошкольного образования в качестве оформления развивающей предметно-пространственной среды группы. 

ЦЕЛЬ ПОСОБИЯ: формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, развитие познавательного интереса к окружающему миру природы особо охраняемых территорий Кобринского района, редких животных и растениях, находящихся под угрозой глобального исчезновения, обитающих на этих территориях и внесённых в Красную книгу Республики Беларусь, их структуре, связях и отношения, существующих между ними. 

ЗАДАЧИ:

Развивать интерес к скрытым свойствам и качествам объектов и явлений природы (происхождение торфа, болот), жизненным проявлениям растений и животных, особенностям взаимоотношений человека с окружающей средой на примере водно-болотного заказника местного значения «Бобровина»; к белорусскому фольклору, представленному легендами и мифами (мифические существа болот: Болотник, Жевжик, Лозовик).

Формировать умения называть и различать 5–7 видов растений (плющ обыкновенный, дуб скальныйкострец Бенекена, кувшинка белая), занесённых в Красную книгу Республики Беларусь; сфагнум (торфяной мох), рогоза, болотный камыш, тростник, росянка, багульник; болотные ягоды (клюква, голубика, черника) и 5–7 видов животных, обитающих на территории заказника «Бобровина» и занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (филин,воробьиный сыч, зелёный, трехпалый и белоспинный дятел, малый подорлик, серый журавль, чёрный аист; бурый медведь, барсук; черепаха болотная, жаба камышовая; стрекоза «коромысло зелёное») и 5–7 видов млекопитающих (бобр, выдра, лось, олень благородный, косуля, кабан, волк, лиса, заяц русак); группировать их по разным признакам: классам (птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые); месту обитания (лес, луг, водоём), способу передвижения (бегающие, летающие, прыгающие, плавающие и др.); называть признаки, характерные для живых существ, и их проявления у растений и животных; называть признаки сезонных изменений в неживой природе; мире растений; мире животных.

Развивать умения правильного взаимодействия с миром природы, бережного использования природных ресурсов сообщества «Болото»; представления о необходимости соблюдения правил поведения в процессе взаимодействия с растениями и дикими животными в природной среде.

Развивать игровые умения в режиссерских играх создавать образы игровых персонажей, выполнять игровые действия и повествования от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера; способность к использованию действий игрового замещения: наделение нужным игровым значением любых предметов и игрушек в смысловом поле игры; самостоятельное создание необходимых предметов и игровых атрибутов из подручных материалов; способность выстраивать ролевое взаимодействие со сверстниками.

Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.

Развивать интегративные качества личности воспитанников: отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, умение решать проблемы, поставленные задачи, уверенность в своих силах.

Воспитывать нравственное, эмоционально-положительное и эстетическое отношение к природе; ответственность за состояние растений и животных ближайшего окружения, стремление активно участвовать в охране природы. 

ХАРАКТЕРИСТИКА ДАННОГО ПОСОБИЯ: конструкция объёмного наглядного пособия «Экологический макет водно-болотного заказника «Бобровина» представляет собой игровое поле, изготовленное из пластика прямоугольной формы размером 50 см на 75 см с вертикальной задней панелью размером 50 см на 20 см, оклеенных самоклеящейся бумагой. На вертикальной панели приклеены: эмблема заказника, карта брестской области с выделенными на ней особо охраняемыми природными территориями (заказниками и заповедниками), правила поведения в заказнике, «Красная книга заказника» (составленные педагогом совместно с детьми).

На игровом поле зафиксированы (приклеены):

- «экологическая тропа» с условным обозначением «следы стоп», «велосипеды», позволяющая моделировать игры–путешествия по маршрутам «Мир зверей заказника», «Тайна мира растений», «Птичьи секреты»;

- открытый водоём (болото) с белой кувшинкой, «папараць–кветкай», камышовой жабой;

- маленькая речушка, вытекающая из болота;

- дуб скальный из художественного материала;

- сфагнум (торфяной мох), изредка по всему пространству макета;

- домик Лесника из бросового материала;

- смотровая вышка (для наблюдений за птицами) из природного материала.

К пособию прилагается набор готовых объёмных маленьких фигурок животных (реалистических); цветных плоскостных картинок растений из картона, прикреплённых к подставкам (так как они выглядят в природной среде); силуэты растений и склон оврага для барсука, изготовленных из бросового, художественного и природного материала; игровой персонаж «Болотник» из природного материала; мелкие игрушки (овраг для барсука, велосипеды, фигурки детей, инструменты, тачка, болото, родник, мостик, фонари, кусты, деревья, заборчик, колодец, гнёзда птиц, бинокли, наборы аксессуаров), природоохранные знаки на подставках. Дети могут не только смотреть на фигурки, но и воспринимать их тактильно. 

Игровой материал хранится в пластмассовых лотках, что позволяет выбрать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Экомакет отвечает всем требованиям, предъявляемым к развивающей образовательной среде группы, а именно: безопасность (прочное и устойчивое основание), насыщенность, вариативность и доступность; он «папараць–кветкай», экологически чистый, имеет эстетический внешний вид, удобен в обращении – легко перемещается с места на место.

Изюминкой данного пособия является его мобильность. Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей. Для развития игры мы постоянно накапливаем полифункциональный материал разнообразный по содержанию. 

КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ:

Основные этапы работы по созданию и применению экомакета заказника:

1 этап – предварительная работа – обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание иллюстраций, прогулки и экскурсии на берег реки, в парк, чтение художественной литературы и энциклопедий, просмотр видеофильмов о животных и растениях природного сообщества «Болото», настольные дидактические игры, рисование на заданную тему, посещение экологических центров), подготовка и сбор материала для создания макета.

2 этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом - элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде моделирования из различных материалов, формирование представлений о природном сообществе «Болото». Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяющие превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, природного, художественного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок выбирает наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.). Такую работу целесообразно сопровождать художественным словом, народной музыкой, песнями.

Таким образом, создаётся особая эмоциональная атмосфера увлечённости, стимулирующая творческую активность детей. Важно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

Работа по созданию макета также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия.

3 этап развитие и активизация игры с макетом – созданное игровое пространство дополняется новым полуфункциональным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, игровые ситуации и режиссёрские игры, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.

Обучение игровому общению с помощью мелких игрушек на макете осуществляется в форме игровых обучающих экологических ситуаций, включающих разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, изобразительную деятельность, конструирование, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, натуральных растений), просмотр презентаций. Игровые ситуации требуют от детей включенности в свои правила: они должны запомнить все обозначения, должны быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых детьми в игровой ситуации, не осознавался ими как процесс преднамеренного обучения – дети учатся играя.

С целью развития у детей интереса к белорусскому фольклору, представленному легендами и мифами, мы использовали иллюстрации мифических существ болот: Болотника, Жевжика, Лозовика. Изготовили из природного материала игровой персонаж Болотника.От его имени вели беседы о сохранности природы водно-болотного заказника. Родители изготовили «папараць–кветку», которая зацветает именно на болоте и, по давней легенде, приносит белорусу счастье.

Для самостоятельных игр детей с макетом дополнили макет небольшими фигурками человечков, среди которых дети обычно находят себя и своих друзей. Передвигая фигурки людей на макете, дети самостоятельно проводят экскурсию, совершают путешествие по заказнику, при этом человечки могли «заблудиться», тогда дети объясняют им, как найти дорогу или выбраться из сложной ситуации.

«Потерявшиеся» животные радуются, что вернулись домой, а дети делают важный вывод, что все животные приспособлены к жизни только в определенной среде обитания.

Все обучающие экологические ситуации были разработаны нами самостоятельно, ко многим из них нас подталкивали сами ребята, своей активностью и познавательностью.

Например, в игровой обучающей ситуации «Экскурсия по экологической тропе «Тайны мира растений» (на макете), кроме подробного знакомства детей с растениями природного сообщества «Болото», включёнными в Красную книгу Республики Беларусь, им предоставлялась возможность в познавательно-практической деятельности находить сходство и различия рогоза, болотного камыша и тростника (рассматривание натуральных растений, сравнение). Сходство: все они травянистые растения, предпочитающие водную среду обитания. А вот, то, что, мы взрослые обычно принимали за камыш, а в действительности называется это растение «рогоз», было открытием даже для нас – педагогов и родителей. Итак, рогоз имеет высокий крупный стебель с тугим коричневым початком сверху. В нём содержатся семена, и по мере их созревания початок разрушается, теряя свою плотность. Потом из него вылетают пушинки и семечки, оставляя голый стебелёк. А на макушке у болотного камыша расположены соцветия в виде зонтиков, кисточек или небольших головок, у тростника соцветие напоминает густую метёлку. Дальнейшая игра с макетом позволила и нам, и воспитанникам, чётко разграничивать эти различия. Тем более, что воочию они смогли это наблюдать во время экскурсий «вживую» на бережную реки Мухавец, где растут эти растения, а также во время отдыха на реке со своими родителями.

Сходство и отличие ягод голубики и черники (рассматривание растений, сравнение натуральных ягод): место произрастания «болото», внешнее сходство. Различия в размерах куста, в окраске и вкусе ягод, их размеру и плотности кожицы, весе ягоды.

Кроме того, увлекательными для детей стали истории про сфагнум (мох торфяной), который называют царём болот. Отличительная особенность - отсутствие корневой системы, поэтому мох впитывает влагу стеблем и листьями как «губка». Нижняя часть растения превращается со временем в торф. Перегнивания при этом не происходит благодаря веществам, обладающим бактерицидными свойствами. Он противостоит заражению ран и порезов. Произрастает на местах с повышенной влажностью и способствуют заболачиванию территории. Для огорода торфяной мох выполняет роль удобрения, он пригоден для аэрации и улучшения качества грунта, для хранения корнеплодов и лука, проращивания семян.

Вы слышали, что бывают растения, которые питаются насекомыми? Одно из них встречается на белорусских болотах. Это росянка - небольшое травянистое растение необычного красновато-зелёного цвета. Главная особенность росянки - небольшие листочки, покрытые волосками с пузырьками на концах. Из этих пузырьков выделяются блестящие, как роса, капельки клейкого сока. Отсюда и название растения. Насекомое садится на листок и прилипает к нему. Волоски и края листа загибаются, и насекомое оказывается в ловушке. Выделяемая волосками жидкость растворяет и переваривает добычу. Затем лист снова разворачивается. Так росянка, растущая на бедных питательными веществами почвах, получает дополнительное питание.

Багульник болотный – вечнозелёный кустарник с резким запахом. Обратите особое внимание на то, что в любой из частей данного растения находится яд. Но вред от кустарника можно получить даже, не прикасаясь к нему, а просто стоя рядом и вдыхая его запах. Это может привести к ощущению слабости и появлению головокружения.

Не правда ли, что данные рассказы вызовут у детей неподдельный интерес к миру растений, будут способствовать формированию их экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе. Угощения в виде живых ягод черники, голубики и клюквы – всегда восхищают детей.

После завершения данной «экскурсии» воспитанники устроили «галерею» растений заказника (на выбор рисовали пейзажи с увиденными в заказнике растениями). Активизировали сюжеты игр на макете с растениями, ввели новые игровые роли современной направленности: «экологический вожатый», «экологический менеджер», «экологический проповедник».

Игра-путешествие «Встреча с Болотником» с мифическим существом, хранителем заказника «Бобровина», позволила познакомить детей с происхождением торфа, и дать общие представление о том, что природное сообщество «Болото» - это не только открытый водоём, как представляем себе его мы, а место, где есть избыточно увлажнённые участки земли (открытые водные болота и скрытые под растительностью) с мхами, деревьями, кустами, цветами (лесоболотный массив с участками открытых низинных болот). Раскрыть пользу болот в природе и для человека: «лёгкие» планеты, «кладовая витаминов», дом для животных (кормовая база) и растений, меры охраны природы болот. Развить интерес к белорусскому фольклору, представленному легендами и мифами (мифические существа болот: Болотник, Жевжик, Лозовик). Использовали инсценировку, когда дети в костюмах лягушки, комара, клюквы рассказывали о себе и о том, что было бы на земле, если бы осушили болота. Тем самым мы закрепляли умения правильного взаимодействия с миром природы, бережного использования природных ресурсов, расширяли представления о необходимости соблюдения правил поведения в процессе взаимодействия с растениями и дикими животными в природной среде. В результате данный игровой сюжет активно вошёл в самостоятельную игру детей с макетом.

Игровая обучающая ситуация «Экспедиция бёрвотчеров в заказник «Бобровина». Для педагогов мы дали информацию, что наблюдение за птицами или бёрдвотчинг (от английского birdwatching: bird – птица, watch – смотреть), является одной из форм изучения диких животных. Бёрдвотчер - это прежде всего тот, кто умеет определять птиц по внешности или голосу, а также знает их повадки. Фактически такой человек занимается орнитологией, пусть даже на любительском уровне. Не так уж редко бердвотчеры со временем начинают писать научные статьи и участвовать в конференциях. Данные сведения могут расширить диапазон творческих разработок педагогов для работы с детьми на макете (игровых сюжетов). Игровая мотивация:поступление заявки в детское издательство «Малыш» на выпуск энциклопедии «Птицы заказника «Бобровина», главный редактор отправляет в экспедицию бёрвотчеров для сбора информации: наблюдение за птицами, их «фотографирование», прослушивание пения птиц и запись их голосов, встречи с экоменеджером заказника.

Не надо пугаться «сложных» слов, так как практика показала, что ребята с удовольствием их принимают в игре, тем более что наши воспитанники посещают дополнительно кружок английского языка.

Тут же благодаря ребятам, возникла идея дидактической игры «Соревнования по фотобёрдингу». Задание: правильно назвать птицу заказника, занесённыу в Красную книгу Республики Беларусь; рассказать об особенностях внешнего вида, повадках, местах гнездования, рационе питания, распознавание голоса. Кто правильно выполнит задание, получает возможность «сфотографировать» птицу» (забрать карточку с изображением птицы себе). У кого в конце игры окажется больше всего карточек-фотографий, станет победителем и получит звание «Лучший фотобёрвотчер заказника «Бобровина».

Дидактическая игра «Кто быстрее соберёт Красную книгу заказника «Бобровина»?». Игровая ситуация: «Злая колдунья Кикимора прогнала все растения и животных из Красной книги. Помогите Болотнику собрать Красную книгу заказника».

Игровая обучающая ситуация «Как защитить птиц заказника?» развивает представления о необходимости соблюдения правил поведения в процессе взаимодействия с птицами в природной среде, положительную мотивацию к экологически грамотному поведению. Игровая мотивация: телефонный звонок от «Болотника» (хранителя заказника «Бобровина») с просьбой изготовить природоохранные знаки для заказника (меры охраны птиц). С данной ситуацией созвучна дидактическая игра «Правила поведения в заказнике» с природоохранными знаками.

Игра-путешествие с проблемными ситуациями «Юные экологи спешат на помощь» знакомит детей с новыми понятиями – «экологическая катастрофа» (большой вред, который наносится природе по вине человека), «эковожатые», «экопроповедники» (професии людей, которые помогают природе), формирует практические природоохранные умения, способствует воспитанию гуманного отношения к животным на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой заказника.

Дидактическая игра «Прямая линия с юными экопроповедниками заказника» знакомит с тем, что есть люди, которые занимаются изучением природы и вопросами её охраны (образом жизни, связанным со снижением нагрузки на окружающую среду - неперепотребление, раздельный сбор мусора, экологически осознанный образ жизни и др.) Они называются экологами-проповедниками. Когда у людей возникают вопросы о том, что происходит в мире природы заказника, они обращаются именно к ним: пишут письма, звонят по телефону, задают вопросы. Ребятам предлагается побыть в роли экопроповедников и принять участие в прямой линии. Воспитатель «принимает звонки» от «радиослушателей» и задает вопросы «экопроповедникам» заказника «Бобровина».Тот, кто отвечает на вопросы, получает благодарность от «радиослушателей».

Дидактическая игра «Зоологическая столовая заказника» и «Помогите найти корм в заказнике», а также игровая обучающая ситуация «Онлайн-кормушка для птиц» развивает представления старших воспитанников о характере питания животных заказника «Бобровина» и группировке их по этому признаку.

Дидактическая игра «Гнездо-дупло, улетаю-остаюсь» проводили с целью формирования умений детей различать и называть птиц, обитателей заказника мест их обитания птиц (дупло в дереве, дупло в пне, гнездо на дереве, гнездо на болоте; гнездо на земле возле комля дерева, пня или выворотня); называть признаки сезонных изменений в мире птиц (гнездование; перелётные и оседлые).

Играя на макете, ребята-«эковожатые» решили, что нужно изготовить рекламные буклеты для экотуристов, чтобы все знали о нашем заказнике «Бобровина» и приезжали посмотреть на его обитателей, подышать чистым воздухом, послушать голоса и пение птиц.

Важным моментом является применение в работе с воспитанниками на макете современных экологических терминов, экологических профессий, экологического туризма, краеведческого материала, белорусских легенд и мифов. 

ВЫВОД: представленный нами экологический макет - это центральный элемент, организующий предметную образовательную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов. Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует не только формированию экологической культуры личности ребёнка, но и общему развитию, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

Фотоматериалы

  • макет заказника Бобровина
  • макет заказника Бобровина
  • макет заказника Бобровина
  • макет заказника Бобровина
  • макет заказника Бобровина
  • макет заказника Бобровина
  • макет заказника Бобровина
  • макет заказника Бобровина
  • макет заказника Бобровина
  • макет заказника Бобровина
  • макет заказника Бобровина
  • макет заказника Бобровина
  • макет заказника Бобровина

Разделы сайта