Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

                                                                 Быть вместе 

                                                              Дорогие родители!

   Вы - первые и самые важные учителя вашего ребёнка. Первая его  школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарит своему ребёнку на всю жизнь: одна-корни, а другая -крылья.

"Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребёнок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.

В течение этих лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: " Где тут взять время, чтобы ещё чему-то учить?!" Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать. 

Советы родителям. 

Делать или не делать?

Делать! 

*Радуйтесь вашему малышу.

*Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.

* Когда малыш может  Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой. 

* Если Вы увидели, что ребёнок что=то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).   

* Разговаривайте с ребёнком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.   

*Когда ребёнок разговаривает с Вами, слушайте его сочувственно и внимательно.   

* Установите чёткие и жёсткие требования к ребёнку.   

*Говорите с малышом короткими фразами. 

* В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов. 

*Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.   

*Говорите медленно.

*Будьте терпеливы.

*Сначала спрашивайте "что"; "почему" спросите, когда малыш подрастёт.

*Каждый день читайте ребёнку.

*Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.

* Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй. 

* Поощряйте любопытство и воображение вашего ребёнка. 

*Поощряйте игры с другими детьми.

*Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

* Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.

*Приобретите диски или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребёнка: пусть он их слушает их  снова и снова.

*Помогите ребёнку выучить его имя и фамилию.

*Если ребёнок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравиться делать.

*Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.

* Регулярно водите ребёнка в библиотеку.

*Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

* Не теряйте чувства юмора.

*Играйте с ребёнком в разные игры.

*Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе. 

  Не делайте! 

Не перебивайте ребёнка, не говорите, что Вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит. 

* Не задавайте слишком много вопросов.

* Не принуждайте ребёнка делать то, к чему он не готов.

* Не заставляйте ребёнка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.

* Не требуйте сразу слишком многого: пройдёт немало времени, прежде чем малыш приучиться самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.

* Не следует постоянно поправлять ребёнка, то и дело повторяя:"Не так! Переделай это". 

* Не говорите:  Нет она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя". 

* Не надо критиковать ребёнка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в  присутствии других людей.

* Не надо устанавливать для ребёнка множество правил: он перестанет  обращать на Вас внимание. 

* Не перестарайтесь, доставляя ребёнку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.

* Не ожидайте от ребёнка дошкольного возраста понимания:всех логических связей; всех Ваших чувств ("Мама  устала"); абстрактных рассуждений и объяснений.

* Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребёнке: небольшого продвижения вперёд или, наоборот, некоторого регресса.

* Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

 Как определить и улучшить готовность ребёнка дошкольника к школе.

        Поступление ребёнка в школу - важный и ответственный момент его жизни. Каждый родитель хотел бы видеть своего ребёнка хорошо подготовленным к обучению к школе. Это и понятно - ведь успешно приспособиться к условиям школьного обучения и хорошо выполнять учебную деятельность сможет только тот ребёнок, который психологически готов к школе. Родители и педагоги должны уметь определять готовность ребёнка к школе для того, чтобы руководить развитием ребёнка и корректировать его в случае отставаний в психологическом развитии.        Как показывают данные психологов и педагогов, трудности в школе возникают у детей в том случае, если не сформированы те или иные стороны психологической готовности к школьному обучению. Определить готовность к школе можно через определение степени развития у детей отдельных качеств, т.е. компонентов готовности.

         Первый компонент - мотивационная готовность - включает в себя стремление, желание ребёнка идти в школу, его интерес к школе, желание познать новое. Чтобы определить, насколько развита у ребёнка мотивационная готовность можно задать ему несколько вопросов: "Хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое интересное? Что в школе самое важное? и т. д." Ответы ребёнка на эти вопросы помогут родителям  понять характер представлений ребёнка о школе, интереса к познанию нового. Кроме того, можно предложить ребёнку тест-игру для определения его основных стремлений, предпочитаемых видов деятельности.  Взрослый бросает ребёнку мяч обратно, называя начало предложения, ребёнок  должен бросить мяч обратно, завершив предложение по своему усмотрению. Начало предложения следующее: Я стараюсь...; Я думаю о том, чтобы...; Я был бы рад...; Я надеюсь, что...; Я уверен, что...; Я мечтаю...; Я хочу... Анализируя, как ребёнок завершает неоконченные предложения можно выяснить, интересуют ли ребёнка школа, учебные задания, или же он предпочитает игру, игрушки, какое он представление имеет о своём будущем. Если обнаружилось, что перед поступлением в школу ребёнок имеет о ней весьма приблизительное представление, у него нет направленности на школу, интереса к ней , стоит серьёзно подумать о формировании у ребёнка мотивационной готовности. Взрослый в этом случае может рассказать об интересных эпизодах собственной школьной жизни, завести ребёнка в школу, поиграть с ребёнком в школу. Не следует пугать ребёнка школой.

       Второй компонент психологической готовности к школьному обучению - волевая готовность. обратите внимание, может ли ребёнок сосредоточенно заниматься каким-либо делом (рисовать, лепить, выполняет ли до конца данное ему поручение, сформированы у него или нет устойчивые привычки (чистить зубы, мыть руки, застилать кровать). Во всех этих ситуациях ребёнок должен проявить волевые качества. Если они не обнаружатся, их нужно развивать. В таких случаях помогают настольные игры, конструкторы, мозаика, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры. 

   Следующий компонент - социально-психологическая готовность к школе. Это сформированность у дошкольника тех качеств, от которых зависит его умение вступать во взаимоотношения со сверстниками. Ребёнок,  поступая в первый класс, приходит в новый для него коллектив. Ему придётся наряду с освоением новой для него роли ученика определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти своё место в нём. Если ваш ребёнок привык лидировать, всегда определять характер игр и занятий детей, ему придётся трудно, если в классе несколько детей  с лидерским типом поведения. Приучайте ребёнка подчиняться мнению других детей, помогать им, действовать по их указаниям.

       Очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире.  Побеседуйте с ребёнком, чтобы выявить, знает ли он, что такое "слева", "справа", "вверху", "внизу",разбирается ли он в отличии "вчера" от "сегодня" и "завтра". Дайте ребёнку предмет, имеющий сложное строение, понаблюдайте, может ли он внимательно его рассматривать, выделяя отдельные детали, и словесно описывая их. Этим вы определите особенности  восприятия ребёнка.  Проследите, умеет ли делать ребёнок выводы, умозаключения.

          Умение учиться - пятый компонент психологической  готовности  к школьному обучению. Он включает умение слушать и слышать взрослого,  умение подчиняться его указаниям, умение действовать по образцу. Нарисуйте сложный узор или сочетание письменных латинских букв и предложите ребёнку сделать то же самое. Проведите с ребёнком графический диктант, продиктуйте любой графический узор (например, нарисуй 2 клеточки вправо, 2 - вниз, 1- вправо и т.д.). Успешность выполнения этого задания показывает, есть ли у ребёнка умение действовать по указанию взрослого.

          Итак, психологическая готовность к школьному обучению не может оцениваться лишь по тому, умеет ли ребёнок читать и писать. Осознание родителями этого факта помогут должным образом подготовить ребёнка к обучению в школе.

Разделы сайта