Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

 

Зачем нужен педагог-психолог в детском саду?

 Часто родители до конца не понимают, какую функцию выполняет педагог-психолог в детском саду, и нередко психолога считают психиатром, но род деятельности у данных специалистов существенно различается.

 Психиатр, прежде всего врач, занимающийся отклонениями (нарушениями) в психической сфере человека. Он ставит диагноз, назначает, при необходимости, медикаментозное лечение.

 Психолог (детский) – не врач, а педагог, который работает исключительно с детьми, не имеющими отклонений (нарушений) в психическом развитии.

Он никогда и ни при каких условиях не ставит диагноз, а может только порекомендовать при необходимости пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога.

Данный специалист, прежде всего, помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком.

 Задача педагога-психолога – создание благоприятных условий для психического развития каждого ребенка в детском саду, а также оказание своевременной психологической помощи всем участникам педагогического процесса.

Результатом индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком является определение уровня развития детей и соответствие его возрастной норме, а также их индивидуально-психологических качеств. Эти данные способствуют повышению эффективности процесса обучения и воспитания.

 Основныенаправлениядеятельностипедагога-психолога

 Психологическое просвещение педагогов и родителей. Цель -приобщение воспитателей и родителей, детей к психологическим знаниям. Формы работы разнообразны: лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, родительские собрания, распространение психологической литературы.

 Психологическая профилактика. Цель - сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех возрастных этапах. Содержанием работы является разработка и осуществление развивающих программ для детей, а также принятие профилактических мер, предвосхищение событий, могущих отрицательно сказаться на обучении детей.

 Психологическая диагностика. Цель - изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенности межличностного взаимодействия. Основная задача психодиагностики - дать информацию об индивидуальных психологических особенностях детей, которая будет полезна педагогам, родителям. Для исследований психологу необходимо заручиться письменным разрешением родителей.

 Психологическая коррекция. Цель - устранение отклонений в психологическом и личностном развитии ребенка, формирование различных умений и навыков.

 Психологическое консультирование. Цель - оказание помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса в решении возникающих проблем.

 Аналитическая деятельность. Цель - научное обоснование и поиск теоретически обоснованных причин возникающих проблем, разработка комплексных рекомендаций для всех участников педагогического процесса.

 Психическое здоровье вашего ребенка в первую очередь зависит только от ВАС!

Насилие в семье. Причины и последствия

Насилие в рамках детско-родительских или супружеских отношений существует повсеместно, в разных странах и культурах.

По статистическим данным насилие имеет место в каждой четвертой семье.    

Особенность семейного насилия заключается в том, что оно имеет гендерную основу.Именно женщины и дети чаще всего становятся жертвами изощренного насилия в семье, а именно в 70% случаев.

Выделяют такие виды домашнего насилия как:

1. Физическое – убийство, избиения, толчки, выкручивания рук, таскание за волосы.

2. Психологическое (эмоциональное) – оскорбления, крики, грубость, нецензурная брань в адрес жертвы, пренебрежительное отношение, вмешательство в личную жизнь, подозрения, необоснованная ревность.

3. Сексуальное– изнасилование, принуждение к беременности или аборту, непристойные сексуальные прикосновения, разговоры.

4. Экономическое – запрещение на работу вне дома, отбирание денег, уклонение от выплаты алиментов, контроль над расходами.

Говоря о насилии в отношении детей, кроме перечисленных видов насилия выделяют:

5. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

Психологическое насилие является «ядром», исходной формой насилия, на основе которого могут возникнуть все остальные, выше упомянутые, виды насилия. В одной и той же ситуации могут проявляться несколько видов насилия одновременно, например, физическое (нанесение побоев), психологическое (оскорбления и угрозы), экономическое (лишение финансовых средств).

Стереотипные мнения и мифы о насилии:

1. Ситуации насилия, частное дело каждой семьи. Почему мы должны указывать людям, как им жить?

Этот миф может быть выгоден насильнику, вряд ли жертве. Иногда насилие приводит к смертельным исходам. Женщины или другие члены семьи, страдающие от различных видов насилия, часто скрывают, что с ними поступают жестоко. Это происходит не только из-за боязни ухудшить свое и без того сложное положение или страха стать объектом всеобщего обсуждения, а часто и осуждения. Это подрывает их веру в возможность защиты себя и в изменение своего бедственного положения. 

2. Женщины и дети подвергаются насилию, потому что они плохо себя ведут.

Никто не заслуживает того, чтобы быть избитым. В случае возникновения конфликта есть масса способов его разрешения. Очень важно показать жертвам насилия: то, что случилось с ними не их вина. Наказан должен быть тот, кто совершал насилие.

3. Жены, которых бьют дома, необразованные и неквалифицированные работницы. 

Бьют и тех жен, которые делают блистательную карьеру, и фабричных работниц, и домохозяек. Специальность и деловые успехи жен не влияют на поведение обидчиков.

4. Женщина всегда может уйти от избивающего ее мужа. Существует масса причин, которые мешают женщинам уйти. Это может быть: боязнь оставить детей без отца, стыд за происходящее в семье, невозможность разменять квартиру, боязнь остаться без материальной поддержки, боязнь общественного осуждения в «разрушении семьи» и многое другое. Нет женщин, которые бы поджидая мужа с работы, с радостью бы думали: «Скорее бы пришел, скорее бы ударил!».

Именно из-за таких стереотипов женщина, столкнувшаяся с насилием в семье, не находит понимания и помощи, а часто и вовсе не решается обратиться за ними, и остается один на один со своей бедой.

 Какая помощь оказывается жертвам домашнего насилия и где можно ее получить?

Способы решения проблемы:

Территориальный центр социального обслуживания населения, отделение социальной адаптации и реабилитации предоставляют услуги:

 1. Оказание экстренной психологической помощи по телефону «отзывчивости» (Пн.- пт. с 8.00. до 17.00) 48-0-56

2. Индивидуальное консультирование психолога, специалиста по социальной работе, юриста.

3. Социальный патронат семей (жертвы сопровождаются в течение полугода).

4. Посредническая помощь в трудоустройстве, жилищных вопросах, получении консультации адвоката.

5. Проведение реабилитационных мероприятий с жертвами насилия (групповая психологическая работа).

6. Временный приют – «Кризисная комната» - специально оборудованное помещение, обеспеченное всеми видами коммунально-бытового благоустройства и предназначенное для предоставления, в случае необходимости, лицам,   находящимся в кризисном состоянии, временного пребывания.

   В «кризисную» комнату помещаются граждане по направлению управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома, учреждения здравоохранения «Кобринская центральная районная больница», районного отдела внутренних дел, а также обратившиеся по собственной инициативе.

     Основанием для помещения в «кризисную» комнату является направление одним из вышеназванных органов и письменное заявление гражданина, зарегистрированное в установленном в Центре порядке.

     Решение о помещении принимает директор Центра.

     Пребывание граждан в  «кризисной» комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности основываются на принципах самообслуживания.        Питание граждан, покупка лекарственных препоратов, средств личной гигиены и других предметов, необходимых в период пребывания в «кризисной» комнате осуществляется за счёт собственных средств обслуживаемых граждан, средств, переданных Центру физическими и юридическими лицами путем дарения (пожертвования), а также средств, поступивших по линии гуманитарной помощи.

Срок пребывания в «кризисной» комнате зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей лиц, обратившихся за помощью.

Прямым продолжением услуг, оказываемых женщинам, пострадавшим от домашнего насилия является организация работы с мужчинами-агрессорами, что потенциально снижает риски и повышает безопасность женщин.Программа предусматривает индивидуальную работу с агрессорами.

Индивидуальные коррекционные занятия проводятся с использованием Национальной модели комплексной работы с мужчинами-агрессорами. Программа включает 10 индивидуальных коррекционных занятий продолжительностью 60 минут каждое.

Цель программы - достичь осознания мужчинами, применяющим насилие в семейных отношениях, непри­емлемости насилия по отношению к женщинам и детям, изменить поведение мужчин-агрессоров с оскорбительного и насильственного на альтернативное - уважительное и безопасное.    

Памятка родителям о недопущении жестокого обращения и насилия в отношении детей в семье

Насилие не зависит от образования, социального статуса и доходов родителей.

Прежде чем применить физическое наказание к ребенку,

ОСТАНОВИТЕСЬ!

    НАСИЛИЕ – это воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле).

 Специалисты утверждают, что физические наказания:

 1.Преподают ребенку урок насилия.

 2.Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок — что он любим.

 3.В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

 4.Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.

 5.Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только много позже.

 6.Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок из этого выносит ребенок?

 1.Ребенок не заслуживает уважения.

2.Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно научает ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).

3.Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно для иммунной системы).

4.Насилие — это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).

5.Отрицание чувств — нормальное здоровое явление

6.От взрослых нет защиты.

Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?

 1.Насмешками над слабыми и беззащитными.

2.Драками.

3.Унижением девочек, символизирующих мать.

4.Плохим отношением к воспитателю.

5.Выбором видео и игр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева

СТРАТЕГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

 1. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.

 2. ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗАЩИТНИК СВОЕМУ РЕБЕНКУ, ТО КТО ЖЕ ВЫ? Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насильственных действиях с его стороны: драках, уничтожении имущества, жестокости и даже самоуничтожении.

 3. ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах — это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.

 4.НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать «Я горжусь тобой!»

 5. Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем — ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И ИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Статья 34. Основные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся

  1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:

1.1. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;

1.2. участие в управлении учреждением образования;

1.3. защиту прав и законных интересов обучающихся;

1.4. ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;

1.5. получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.

  1. Иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Родителям по страницам Кодекса Республики Беларусь

О БРАКЕ И СЕМЬЕ

Статья 65. Права и обязанности семьи

Семья обязана содействовать реализации прав и интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту.

За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Обязанности семьи   по   отношению   к   детям   определяются   правами   детей, установленными настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 66. Семья как естественная среда ребенка

Семья является естественной средой ребенка. Воспитание детей в семье охраняется и поощряется государством.

В целях полноценного содержания и воспитания детей в семье государство обеспечивает семьям, имеющим детей, выплату пособий, пользование детскими учреждениями, предоставление льгот, создание дополнительных социально-экономических условий в соответствии с законодательством.

Особой поддержкой, вниманием и заботой пользуются многодетные семьи, семьи, принявшие на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 66-1. Защита прав и законных интересов детей

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет — и в суд.

Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

Статья 68. Личные неимущественные правоотношения родителей

К   личным неимущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по:

— определению собственного имени, отчества, фамилии детей;

— определению   гражданства   детей в случаях, предусмотренных законодательством о гражданстве;

— определению места жительства детей;

— воспитанию детей, осуществлению ухода и надзора за ними;

— осуществлению представительства от имени своих детей;

— обеспечению защиты прав и законных интересов детей.

Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

Воспитание признается   ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально   опасном   положении   (вследствие   безнадзорности   или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения.

Статья 73. Обязанности родителей по защите прав и законных интересов детей

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей.

Родители являются   законными     представителями     своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов во всех учреждениях, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Свои полномочия на защиту прав и законных интересов детей родители подтверждают документами об отцовстве и материнстве — свидетельством о рождении ребенка, а также своим паспортом.

Разделы сайта