ХОРОШО РАЗВИТАЯ РЕЧЬ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Каждый родитель, отправляя ребёнка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите ребёнка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает его интеллектуальное развитие, порождает отрицательные черты характера.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные нарушения:
- ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ;
- НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА;
- НАРУШЕНИЕ ПАМЯТИ;
- НИЗКУЮ КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ;
- НАРУШЕНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Если ребёнок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду или учителю- дефектологу.
К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и письме.
Оцените сегодняшнее состояние речи своих детей!
Выявить и устранить эти дефекты Вам поможет учитель - дефектолог, но основную нагрузку в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя Вы, родители.
В работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:
- поддерживать уверенность ребёнка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если будут выполняться советы взрослых;
- правильно строить общение с ребёнком, создать условия для спокойной неторопливой речи;
- проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
- систематически выполнять задания, рекомендованные учителем - дефектологом.
Родителям важно знать:
- ясная, чёткая речь взрослых - одно из обязательных условий правильного речевого развития ребёнка.
- не забывайте хвалить ребёнка после каждого занятия!
СОВЕТЫ учителя - дефектолога:
Подготовительная работа с ребёнком должна включать в себя следующие направления:
- Развитие умения слышать и выделять звуки речи.
Ребёнку важно уметь:
определять место звука в слове (в начале, середине, конце)
делить слова на слоги; различать гласные и согласные звуки;
различать слова схожие по звучанию;
находить слова, в которых нет заданного звука;
осознавать основные элементы языка - слово, слог, звук.
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Развитие моторики и графических навыков.
Необходимо тренировать:
пространственное восприятие (ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу», «вверху» и т.д.)
общую моторику; мелкую моторику (пальчиковые игры)
штриховка, рисование, дорисовывание предметов.
- Развитие словаря.
- Развитие связной речи.
Ребёнку важно уметь:
составлять предложения, рассказ по сюжетной картинке;
рассказать сказку; обобщать и классифицировать, выделять главное.
Учитель – дефектолог: Алексиевич Наталья Николаевна