Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

 

Страничка правового образования

 Кодекс Республики Беларусь об образовании

 Статья 33.

Законные представители несовершеннолетних обучающихся

1. Законными представителями несовершеннолетних обучающихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

2. Законные представители несовершеннолетних обучающихся представляют права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий.

 Статья 34.  

Основные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся

1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:

1.1. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государ­ственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;

1.2. участие в управлении учреждением образования;

1.3. защиту прав и законных интересов обучающихся;

1.4. ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;

1.5. получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.

2. Иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответ­ствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

   Статья 35.  

Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся

1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1.1. обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;

1.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.

2. Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, иных органи­заций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Статья 159  УК  РБ

«Оставление в опасности»

 1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи - наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, - наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ)

ОПЕКА

Усыновление - особый путь родительства, основанный на принятии чужого ребенка как родного. В результате усыновления между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и их детьми.

Опека, попечительство - принятие ребенка в семью на правах воспитанника. Опекун занимается воспитанием ребенка, заботится о нем, защищает его права и законные интересы. Опекун исполняет свои обязанности безвозмездно. На содержание подопечного ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства.

Если вы хотите стать усыновителем:

Если вы хотите стать опекуном:

В отдел образования по месту жительства нужно предоставить: паспорт; медицинскую справку; свидетельство о браке; справку о месте работы, занимаемой должности; сведения о доходе за последние 12 месяцев; заявление о выдаче акта обследования условий жизни кандидатов в усыновители.

 

Отдел образования организует психологическую диагностику и подготовку к усыновлению. Специалисты социально-педагогического центра изучат Вашу общую и специфическую готовность к усыновлению, подготовят Вас к особому родительству - усыновлению.

 

Отдел образования проанализирует информацию о Вашей правоспособности к усыновлению, изучит уклад жизни, взаимоотношения в семье, оценит готовность семьи удовлетворить жизненные потребности ребенка и вынесет заключение, можете ли Вы стать усыновителями.

 

Если заключение положительное, отдел образования или Национальный центр усыновления предложат Вам сведения о детях, подлежащих усыновлению.

 

Знакомство и встречи с заинтересовавшим Вас ребенком происходят по направлению Национального центра усыновления или отдела образования.

 

Решение об усыновлении ребенка принимает суд по месту Вашего жительства или по месту нахождения ребенка. После вступления решения суда в законную силу Вы становитесь родителями ребенка.

 

Психологическую помощь, поддержку, социально­педагогическое сопровождение в воспитании ребенка Вы можете получить в социально-педагогическом центре, отделе образования. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка в Вашей семье осуществляется в течение з лет после усыновления. На усыновленного ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства.

В отдел образования по месту жительства нужно предоставить: заявление; паспорт; медицинскую справку; свидетельство о браке; автобиографию; фотографию 30 х 40 мм; письменное согласие совершеннолетних членов семьи.

 

Отдел образования проанализирует информацию о Вашей правоспособности стать опекуном, изучит уклад жизни, взаимоотношения в семье, оценит готовность семьи удовлетворить жизненные потребности ребенка и вынесет заключение, можете ли Вы стать опекуном.

 

Если заключение положительное, отдел образования предложит Вам сведения о детях, которые могут быть переданы под опеку.

 

Знакомство и встречи с заинтересовавшим Вас ребенком происходят по направлению отдела образования. Специалисты учреждения, в котором находится ребенок, ознакомят Вас с его историей, состоянием здоровья, особыми потребностями и другой информацией о ребенке.

 

Орган опеки и попечительства по месту Вашего жительства или по месту нахождения ребенка принимает решение о назначении Вас опекуном.

 

С момента принятия решения Вы реализуете права и обязанности опекуна, несете полную юридическую ответственность за ребенка.

 

Психологическую помощь, поддержку, социально­педагогическое сопровождение в воспитании ребенка Вы можете получить в социально-педагогическом центре, отделе образования. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка в Вашей семье осуществляется в течение всего периода опеки.

 

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ, ДДСТ

ПАТРОНАТНОЕ ВОПИТАНИЕ

Приемная семья, детский дом семейного типа - профессиональная семейная забота. Передавая в приемную семью (до 4-х детей) или ДДСТ (от 5 до 10 детей), отдел образования нанимает Вас на работу по воспитанию детей. На содержание воспитанников выплачиваются ежемесячные денежные средства.

Патронатное воспитание - возможность для ребенка, растущего в интернатном учреждении, бывать, гостить в семье в период каникул, выходных, праздничных дней, знакомиться с нормами и правилами обычной семейной жизни. Патронатное воспитание осуществляется безвозмездно. На содержание ребенка выплачиваются денежные средства.

Если вы хотите стать приемным родителем, родителем-воспитателем:

Если вы хотите стать патронатным воспитателем:

 Определение в учреждение дошкольного образования несовершеннолетних иностранных граждан

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Кодекса Республики Беларусь об образовании несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в Республике Беларусь, а также несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, имеют право на дошкольное, общее среднее и специальное образование наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь.

В соответствии с пунктами 6.6 и 6.7 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами по заявлению граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от
26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения государственного учреждения образования для постановки на учет и получения направления в учреждение образования.

Пунктом 45 Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150, определено, что прием лица в учреждение дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест и на основании:

заявления законного представителя воспитанника;

направления в государственное учреждение образования дляосвоения содержания образовательной программы дошкольногообразования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения дошкольного образования;

медицинской справки о состоянии здоровья;

заключения врачебно­консультационной комиссии (для санаторных яслей­садов, санаторных детских садов, санаторных групп);

заключения государственного центра коррекционно­развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания).

Пунктом 27 Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 № 73, определено, что контроль за временным пребыванием, временным проживанием иностранцев в Республике Беларусь осуществляется органами внутренних дел во взаимодействии с органами государственной безопасности, органами пограничной службы и Министерством иностранных дел путем осуществления проверки проживания иностранцев по месту временного пребывания либо по месту временного проживания, срока временного пребывания иностранцев или срока действия разрешения на временное проживание, установления возможных оснований для сокращения иностранцам срока временного пребывания, аннулирования разрешения на временное проживание, получения иных сведений, которые могут относиться к их пребыванию в Республике Беларусь, а также осуществления иных полномочий в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Порядок отчисления воспитанника из учреждения дошкольного образования

В случае непосещения воспитанником учреждения дошкольного образования по уважительным причинам место за ним сохраняется в течение шести месяцев.

Отчисление воспитанников из учреждений дошкольного образования

Подпунктом 5.6. пункта 5 статьи 79 Кодекса Республики Беларусь об образовании определено, что досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения дошкольного образования осуществляется в случае длительного отсутствия (более тридцати дней) без уважительных причин в течение учебного года.

Министерство образования Республики Беларусь не устанавливает перечень уважительных причин.

Руководитель учреждения дошкольного образования вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются ли те или иные причины отсутствия воспитанника в учреждении дошкольного образования уважительными. Решение о сохранении места воспитанника в учреждении дошкольного образования принимается в интересах детей. На практике уважительными причинами могут признаваться такие обстоятельства, которые объективно препятствуют законным представителям воспитанника (родителям) привести своего ребенка в учреждение дошкольного образования, например:

болезнь ребенка;

санаторно­курортное лечение;

пребывание ребенка на домашнем режиме (по рекомендации учреждения здравоохранения);

карантин;

наличие листка временной нетрудоспособности у законных представителей воспитанника (родителей);

отпуск законных представителей воспитанника (родителей);

служебная командировка законных представителей воспитанника (родителей);

выходные дни законных представителей воспитанника (родителей), в том числе работающих по скользящему графику работы, при предоставлении дополнительного свободного от работы дня в неделю матерям в соответствии со статьей 265 Трудового кодекса Республики Беларусь;

простой организации (подразделения), в которой работают законные представители воспитанника (родители);

временная потеря работы по независящим обстоятельствам законными представителями воспитанника (родителями);

каникулы (летние — 90 календарных дней, зимние — 10 календарных дней, весенние — 10 календарных дней);

предписания санитарно­эпидемиологической службы о закрытии учреждения дошкольного образования;

наступление чрезвычайных обстоятельств, в том числе временная приостановка работы транспорта;

непредвиденные семейные обстоятельства (переезд, смерть или болезнь близких родственников).

Разделы сайта