Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Формирование артикуляционной моторики.
Практикум для родителей

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная(взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.  Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы и динамические, направленные на правильное выполнение движений.

Указания к  проведению  артикуляционной гимнастики
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно 2-3 раза в день по 3-5 минут.

2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Все упражнения выполняются по подражанию, т.е. чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка).
4. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, с улучшением качества движений.
5. Возможно, и желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку, с хлопками и т.д.
6. Необходимо добиваться чёткого, точного, ритмичного выполнения движений.
7.
Постепенно, по мере овладения артикуляционными движениями, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
8.
Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счёт вновь отработанных учителем-дефектологом упражнений.

9. Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь,  далеко не все упражнения будут получаться с первого раза. Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. 

Примерный комплекс упражнений 

І. Упражнения для губ
1. «Улыбка» – растягивание сомкнутых губ в улыбку (зубы сомкнуты).

2. «Заборчик» - губы в улыбке, раскрыть губы и показать сомкнутые зубы (хорошо видны и верхние, и нижние резцы).
3. «Хоботок» – вытягивание губ вперёд (зубы сомкнуты).
4. «Трубочка» - вытягивание губ вперёд (зубы сомкнуты), губы округлены.
5. Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки».
6. Проговорить гласные звуки, четко артикулируя губами - А-У-И-О (чередовать).

7. Проговорить  гласные звуки, чередуя со звуком [И] – и-у, и-а, и-о, и-э. 

ІІ. Упражнения для языка
(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):
1. «Часики» - движения языком вправо-влево.

2. «Качели» - движения языком вверх-вниз:
      - к верхней/нижней губе;
      - к верхним/нижним зубам;
      - к верхним/нижним альвеолам.
3. «Лопатка» - широкий, расслабленный язык высунуть, положить на   нижнюю губу, подержать 10-15 сек. (при напряжении похлопать по языку ложечкой или пошлёпать губами, произнося «пя-пя-пя»).
4. «Иголочка» – узкий напряжённый язык высунуть далеко вперёд и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика языка холодной ложечкой).
5. «Чашечка» – широкий язык поднять кверху:
      - к верхней губе;
      - к верхним зубам;
      - к верхним альвеолам.
6. «Конфетка» - причмокивающие движения языком.
7. «Лошадка» – щёлканье языком.
8. «Грибок» – язык широкий, плоский, присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам. 


Учитель-дефектолог
Литвинчук Инна Павловна

Разделы сайта