Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 КАК РАБОТАТЬ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем. Актуальность этой проблемы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов:

  Ухудшением социальных условий жизни детей;

  Кризисом семейного воспитания;

  Социокультурными факторами, такими как средства массовой информации, кино- видео- индустрия и т.д.

Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Это всегда целенаправленное, умышленное действие. Агрессия прямо или косвенно направлена на живые объекты.

Следует различать понятия «агрессия» и агрессивность».

Агрессия – это намеренные действия. Любая форма агрессии – враждебность, упрямство, упорство – вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения.

Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».

Виды агрессии:

1.      Недеструктивная агрессия – вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.

2.      Враждебная деструктивная агрессия – вызывается потребностью в причинении боли и получении удовольствия от этого. У некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции и гнева. Генетически агрессивность связана с Y- хромосомами, особенно она присуща мальчикам.  Такая агрессия накапливается и активируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм – переживание чрезмерной боли или дистресса. Такие переживания испытывает ребенок часто, т.к. он не может построить конструктивные взаимодействия с людьми и испытывает одиночество.

    В первые годы жизни ребенка проявление агрессивности является одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни. Поэтому  много зависит здесь от реакции взрослых – это или чрезмерно предупредительная реакция, или игнорирование. Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. Такое поведение сначала формируется дома, ведь с раннего  возраста дети имитируют родительское поведение. Затем оно переносится в общественную среду. В характере таких детей обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.

    В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся одни и те же дети. Они плохо осознают свое агрессивное поведение. Кроме того, маленькие дети легко вовлекают в свои конфликты взрослых. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты, иногда настойчиво требуют поддержки или доносят на приятелей. Целью такого агрессивного поведения детей может быть: либо демонстрация себя, (обратить на себя внимание), либо достижения для себя поставленных целей (получение нужного предмета, роли в игре и т.д.), либо агрессивное поведение это цель, для достижения которой в группе выбирается две постоянные жертвы.

Выделяют четыре категории детей, склонных к агрессии:

1.      Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Они любят демонстрировать свою силу и власть. Они не придерживаются никаких этических норм, моральных ограничений. Поэтому такие дети способны на нечестность, ложь, измену.

2.      Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Это неуравновешенные, тревожные неуверенные в себе дети. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных, высокомерных. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, малейшие неприятности выбивают из колеи. При этом они не умеют или не считают нужным скрывать свои чувства и отношения, выражая их в форме вербальной агрессии.

3.      Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Косвенный характер агрессии является следствием двойственности натуры детей: смелость, решительность, склонность к риску и мягкость, уступчивость, зависимость. Им характерна низкая осознанность своих действий, не предвидят их последствий. Они стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, нормами, стандартами и правилами.

4.      Дети, склонные к проявлению негативизма. Это ранимые и впечатлительные дети. Основные черты характеры – эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста.

    Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так. Просто агрессия девочек выглядит несколько иначе. Мальчишеская агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она управляема. Девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому они гораздо раньше начинают ее сдерживать, заменять физическую агрессию вербальной. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна.

Диагностика агрессии и агрессивного поведения детей дает возможность получить широкую и разнообразную информацию:

  О направленности агрессии,

  О типичных формах агрессивного поведения,

  Репертуар агрессивных и неагрессивных действий, применяемых детьми для преодоления трудных ситуаций.

Диагностика агрессивного поведения у детей происходит с помощью визуального наблюдения:

1.      Краснеет в состоянии раздражения, гнева.

2.      Сжимает кулаки, замахивается в состоянии раздражения, гнева.

3.      Стремится делать назло другим и проявляет безразличие к страданиям других.

4.      Проявляет агрессивные реакции на действия других, говорит обидные, грубые, нецензурные слова, плюется.

5.      Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка.

6.      Толкается, проходя мимо, ударяет встречных, кусает, щипает и т.д.

7.      Кусает себя, щипает, бьет себя по лицу.

8.      После агрессивной реакции не успокаивается в течение 15-30минут.

9.      Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться.

10.  Замечания в словесной форме не тормозят проявления агрессии.

11.  Ребенок либо не воспринимает собственные агрессивные действия, либо понимает, что поступил плохо, но все равно продолжает вести себя агрессивно. 

   Коррекционная работа должна вестись параллельно с работой родителей. Перед началом работы родителям и педагогу необходимо сделать несколько шагов:

1.      Изменить негативную установку по отношению к ребенку на позитивную.

2.      Изменить стиль взаимодействия с детьми.

3.      Расширить свой поведенческий репертуар в отношении детей.

Воспитание на принципах сотрудничества – это главное условие предотвращения агрессивности. Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей и педагогов владеть собой.

   Рекомендации

1.      Старайтесь понять характер детской агрессивности.

2.      Помогайте агрессивным детям адекватно оценивать эмоциональное состояние жертвы.

3.      Чаще разговаривайте с агрессивным ребенком о его собственных эмоциональных состояниях.

4.      Чаще спрашивайте у агрессивных детей о вариантах выхода из конфликтной ситуации.

5.      Объясняйте агрессивному ребенку, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться, обратить на себя внимание среди других людей.

6.      Спрашивайте агрессивного ребенка, в каких случаях он чаще становится сердитым, теряет над собой контроль.

7.      Объясняйте агрессивному ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.

 

 

Педагог - психолог

Разделы сайта