Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА
ТЕРЕШКОВА,

диетсестра учреждения

Рада буду общению с вами по вопросам
организации 
питания детей

Время работы: 8.00-16.02,
обед 13.00-13.30

выходной - вторник
контактный тел. +375-29-527-23-41

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ВЫХОДНЫЕ ДНИ

Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания.
Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.

Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше - на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион питания ребенка ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у ребёнка хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания - преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.
Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом, можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.
На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.
Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.
Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Ребёнок дошкольного возраста может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника. А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.
Яйца полезны для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.
У   шестилетнего   ребенка   электролитный   обмен  еще  неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости. Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой.
Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают изжогу и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!

Некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса;  специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

Чтобы разнообразить питание детей в выходные дни, нужно следить за меню учреждения дошкольного образования на протяжении недели и дома готовить другие блюда.
Принимая во внимание, то, что в выходные дети старше трех лет больше бывают на воздухе, занимаются активными играми, спортом, в меню для них больше включается мясо, рыба, масло сливочное, сыр и другие продукты.
Из овощных блюд по картотеке выбирают блюда, которые в течение недели в меню учреждения не включались. Для выполнения нормы белка дают творожное блюдо.  Белки из натурального творога усваиваются лучше, однако, если нет уверенности, что творог приготовлен из пастеризованного молока, его используют только в изделиях после термической обработки (вареники, сырники, и т.д.). Хлеб нужно давать пшеничный и ржаной.
На завтрак детям  можно приготовить молочную кашу, яйца,  омлет с тушеным шпинатом. Дополняют завтрак молоком или кисломолочными продуктами.

ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ ДОМАШНИХ УЖИНОВ

1-Я НЕДЕЛЯ

2-Я НЕДЕЛЯ

Понедельник

• Овощи, тушеные в сметане 150
• Сосиска 50
• Кефир 200
• Печенье 20

Понедельник

• Свёкла с морковкой тушеные 130
• Котлета 70
• Кефир 200
• Печенье 30
• Фрукты 50

Вторник
• Оладьи с изюмом 150
• Молок 200
• Фрукты 50
Вторник
• Салат из огурцов с зелёным горошком 50
• Картофельное пюре 100
• Сосиска 50
• Чай 200
• Булка 40
• Фрукты 50
Среда
• Морковно-картофельное пюре 80-100
• Курица отварная 80
• Огурец 50
• Чай с молоком 200
• Булка 40
Среда
• Овощное рагу 150
• Рыба жареная 60
• Чай с молоком 200
• Печенье 30
Четверг
• Ленивые вареники 150
• Молочная подлива 50
• Какао 200
• Фрукты 50
Четверг
• Сырники с яблоком 130-150
• Сладкая подлива 50
• Молоко 200
Пятница
• Зелёный горошек 60
• Омлет 80
• Молоко 200
• Печенье 30
• Фрукты 50
Пятница
• Салат морковный 100
• Шарлотка с яблоками 80
• Молоко 200

ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ «ВЫХОДНОГО ДНЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Часы приема пищи

СУББОТА

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Примерное меню

Объем блюд, мл

Примерное меню

Дети до З лет

Дети   

3-7 лет 

Дети до З лет

Дети

3-7 лет

ЗАВТРАК

8.30-9.00

Каша молочная(пшеничная, кукурузная, гречневая и т.д.)

150

200

Салат овощной(капуста, морковь)

с растительным маслом

60

80

Омлет

60

80

Пудинг творожно-манный

150

200

Какао на молоке

150

200

Чай сладкий

150

200

Хлеб пшеничный со сливочным маслом и сыром

Хлеб пшеничный со сливочным маслом

Фрукты (яблоко)

1шт.

1шт.

Фрукты (груша)

1 шт.

1 шт.

ОБЕД

12.00-

13.00

Салат морковно-яблочный с сахаром и растительным маслом

40

60

Салат из свежих огурцов и помидор с растительным маслом

40

60

Борщ со сметаной

150

200

Суп вермишелевый

на курином бульоне

150

200

Мясные тефтели с тушеной капустой

60/120

80/150

Кура отварная с картофельным пюре

60/20

80/150

Компот из свежезамороженных ягод

150

200

Компот из свежезамороженных ягод

150

200

Хлеб ржаной

30

60

Хлеб ржаной

30

60

ПОЛДНИК

15.30-16.00

Творожная запеканка с изюмом

120

180

Морковно- рисовая запеканка с джемом

60

100

Молоко

150

200

Йогурт

150

200

Фрукты (мандарины)

1шт.

1-2 шт.

Фрукты (банан)

1шт

1шт.

УЖИН

18.20-18.45

Рыбные фрикадельки с, картофельным пюре

60/20

80/170

Овощное рагу

180

250

Хлеб пшеничный

40

60

Булочка домашняя

40

60

Сок фруктовый

150

200

Сок фруктовый

150

200

РАЗЪЯСНЕНИЕ 

«Можно ли родителям приносить продукты из дома, 
чтобы воспитатель покормил ими ребенка?»

Объяснения зав.отделением гигиены детей и подростков государственного учреждения «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Екатерина СУХАВЕР.
       "Иногда ребенок жалуется родителям, что еда в саду невкусная, и категорически отказывается есть. В этом случае я бы предложила родителям пересмотреть свое отношение к приготовлению пищи дома. В детских учреждениях блюда исключительно вареные, тушеные или приготовленные на пару. А для многих детей домашняя еда - это много сладостей, острых приправ в блюдах, жареные, копченые и консервированные продукты, что не рекомендовано для здорового питания детей.
    Можно ли родителям приносить продукты из дома, чтобы воспитатель покормил ими ребенка? Это категорически запрещено. Ведь ответственность за состояние здоровья ребенка в саду несет воспитатель, поэтому мой совет: готовьте здоровую пищу для себя и всей семьи дома, приучайте к ней ребенка заранее".

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

возрастная группа

Культура питания

Первая младшая группа
2-3 года

Не спеша пережевывает пищу, глотает, держит чашку и пьет из нее. Правильно и самостоятельно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, салфеткой). 

Вторая младшая группа
3-4 года

Спокойно садится за стол и выходит из-за него, правильно пользуется столовой и чайной ложкой, вилкой. Ест аккуратно. Не разговаривает, не прожевав и не проглотив пищу. Пользуется салфеткой, благодарит после еды. 

Средняя группа
4-5 лет

Увеличивается самостоятельность, умеет правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, пищу берет понемногу, ест бесшумно.

Старшая группа
5 -6 лет

Не спешит, не хватает горячую пищу, берет пищу маленькими кусочками, старательно пережевывает, не отвлекается во время приема пищи, не наклоняет тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушает десертной ложкой, косточки аккуратно сплевывает в ложку, хлеб отламывает маленькими кусочками, не крошит. 

Основа основ правильного воспитания культуры питания – личный пример родителей

Если вы сами умеете вести себя за столом, легко и грациозно пользуетесь ножом и вилкой и всегда благодарите домашних после еды – половина успеха уже у вас в кармане. Ведь для подрастающего крохи нет ничего ценнее, чем тот опыт, который он черпает, глядя на родителей и воспитателей.

Выбираем детские приборы

Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой. На первых порах маленького ребенка обучают есть вилкой, держа ее только в правой руке. Ему объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости от того, что едят. Если на тарелке лежит, к примеру, жареный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку держат так, чтобы ею было удобно накалывать куски пищи, то есть зубьями книзу.
В тех случаях, когда едят пюре, кашу или другую рассыпчатую пищу, нужно повернуть вилку изгибом кверху, чтобы было удобно подгребать кушанье. Приучайте также ребенка, накалывая пищу вилкой, держать ее наклонно к плоскости тарелки, иначе вилка может соскользнуть с гладкой поверхности и разбрызгать содержимое тарелки на скатерть и одежду.
Вполне удобно есть вилкой, а не ложкой, омлет, яичницу, нежидкие каши, овощи, котлеты, гарниры. К этому следует приучать и потому, что обычно, когда подают второе блюдо, ложка со стола уже убрана.
Когда к сервировке детского стола добавляют столовый нож, ребенку показывают, как им пользоваться, учат держать нож в правой руке. К этому же времени следует научить ребенка пользоваться вилкой, держа ее левой рукой. Ребенка надо приучать к тому, что нарезать ножом можно только ту пищу, которую невозможно отделить с помощью вилки. Поэтому рубленые котлеты, запеканки, пудинги, рыбу и т. п. он должен есть только при помощи вилки, без ножа. Пока ребенок не привыкнет пользоваться ножом, он помогает себе, поддерживая пищу хлебной корочкой, которую держит в левой руке.

 Существуют определенные правила при пользовании столовыми приборами

  • Пользуясь во время еды вилкой и ножом, нож держат в правой, а вилку — в левой руке. 
  • Когда едят только вилкой, ее берут в правую руку. 
  • Не следует брать вилку, нож или ложку чересчур близко к основанию. 
  • Нельзя брать ложкой то, что можно взять вилкой. 
  • Брать на вилку можно столько, сколько на ней умещается, не сваливаясь. 

К помощи ножа приходится прибегать довольно часто. Им разрезают рыбную гастрономию, мясо (говядину, свинину, баранину, телятину, мясо лося, кабана, сайгака, медвежатину, зайчатину, птицу, дичь). 
Не стоит нарезать сразу несколько кусочков — мясо остынет и станет невкусным. Так можно резать только детям, которые еще не привыкли есть самостоятельно или умеют пользоваться лишь вилкой. 
Клецки, галушки, вареные овощи не режут ножом, а в случае необходимости делят на кусочки вилкой. 
Если на столе котлеты, зразы, тефтели, голубцы или другие рубленые блюда, употребление ножа излишне. Их едят вилкой, держа ее в правой руке. 
Кусочком хлеба правой рукой можно помочь положить на вилку кусок блюда с тарелки. Такие блюда, как омлеты, овощи, запеканки, едят только при помощи вилки. 
Если приходится временно прерывать еду, чтобы выпить воды, взять хлеба, положить кусок мяса, нож и вилку кладут на тарелку так, как их держали: нож ручкой вправо, а вилку — влево. 
Окончив еду, нож и вилку кладут в тарелку параллельно ручками влево рядом друг с другом. Это знак (официанту, обслуживающим лицам) убрать тарелку. 
Если кто-либо попросит передать прибор, то ножи, вилки, ложки передают ручкой вперед. Самому можно в таком случае взять прибор за нейтральную середину (например, в том месте, в котором нож соединяется с ручкой). Это позволит избежать загрязнения прибора пальцами.

Научите ребёнка правильно держать столовые приборы и пользоваться ими, чтобы избежать травм

Ни в коем случае не стоит играть со столовыми приборами, брать в рот нож, пустую вилку. Это может привести к порезам полости рта и языка, что естественно, никаких хороших ассоциаций не вызовет.
Кушать следует аккуратно, мелкими кусочками, не набивая рот под завязку, чтобы потом невозможно было прожевать. Пищу надо пережевывать медленно и тщательно, не чавкая и не разбрызгивая еду. Объясните, что разговаривать с полным ртом некрасиво и неудобно, сначала стоит пищу прожевать и проглотить, а уже потом разговаривать. Но все же, не стоит злоупотреблять разговорами за едой. 
Напомните, что за стол садятся в первую очередь для принятия пищи, а не для развлечений. И поэтому, различные книжки, а также телевизор за едой противопоказаны.
После принятия пищи ребенок должен сложить свои приборы на тарелку, как говорилось выше, поблагодарить хозяев, и только после этого встать из-за стола. Неплохо было бы предложить ребенку помочь убрать со стола. И, конечно же, не забывайте помыть руки и после еды.
Если Вы представите все это в виде игры, то Вашему ребенку не будет скучно, и он захочет еще не раз провести такой интересный званый ужин. Можете предложить ему в следующий раз пригласить уже реальных гостей из числа своих друзей, и Вы увидите, как он загорится, и с какой радостью возьмет на себя обязанности гостеприимного хозяина!

И помните, принятие пищи должно вызывать удовольствие, как у детей, так и у взрослых!

Разделы сайта