Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Рациональное питание детей дошкольного возраста - необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Дети проводят в детском саду большую часть времени, поэтому очень важно, чтобы пища, которую они здесь получают, была полезной и разнообразной.

Основным принципом правильного питания дошкольников служит максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов - мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов, равно как и избыточное потребление каких-либо из них, неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей. Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, творог, сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому их следует постоянно включать в рацион питания дошкольников.  

Стоимость питания в день  в ясельных группах составляет 2 руб 50 коп., в  садовых группах - 3 руб 16 коп.

Основные принципы организации сбалансированного питания:

1.Взаимозависимость энергетической ценности рациона и энергозатрат детей;

2.Разнообразие рациона;

3.Обеспечение вкусовых достоинств и сохранности пищевой ценности;

4. Учет индивидуальных особенностей детей;

5.Обеспечение санитарно-эпидемиологическкой безопасности питания.

Для воспитанников нашего детского сада организовано трех-разовое питание в соответствии с примерным 10 – дневным меню на зимне-весенний - и летнее-осенний период, разработано технологом по организации питания детей детских дошкольных учреждений. За основу составления примерного  10-дневного меню положены среднесуточные нормы питания на одного ребенка в день.  В рацион питания детского сада включены все основные группы продуктов – мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар, кондитерские изделия, хлеб, крупа и др. В рацион питания детей по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 1 до 3-х лет и от 3 до 7 лет. Суточная калорийность примерных меню для детей от 1 до 3 лет составляет 1200 ккал, для детей от 3 до 7 лет - 1520 ккал.  При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы медработником и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации. В организации питания ребенка дошкольного возраста имеет большое значение соблюдение режима, что обеспечивает лучшее сохранение аппетита, поэтому промежутки между приемами пищи составляют 3,5-4 часа, а объем ее строго соответствует возрасту детей.  Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в детском саду  педагоги  информируют родителей об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню в каждой групповой ячейке. В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции, а также рекомендуются ежедневные домашние ужины и меню выходного дня.

В поле зрения  заведующего  ежедневно находятся следующие вопросы: 

  • формирование рациона питания детей, включая контроль  за ассортиментом пищевых  продуктов;
  • качество  поступающих  пищевых  продуктов;
  • санитарно-техническое состояние пищеблока;
  • условия хранения пищевых продуктов и соблюдение   сроков  реализации;
  • технологические процессы;
  • состояние здоровья персонала, соблюдение персоналом  правил  личной гигиены;
  • наличие у персонала гигиенических знаний и навыков;
  • санитарное содержание пищеблока и  санитарная обработка продуктов детского  питания

Доставка пищевых продуктов осуществляется специально выделенным для перевозки пищевых продуктов транспортом. Все продукты питания проходят входной контроль, который осуществляет ответственное лицо-кладовщик.  Прием всех пищевых продуктов и продовольственного сырья  в детском саду осуществляется при наличии документов, подтверждающие их  качество и безопасность.

Правильное рациональное питание - важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста, развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте.   

Уважаемые родители воспитанников, посещающих наше учреждение дошкольного образования, Вы  можете быть уверенными в правильной организации питания своих  детей!

 

Правильно организованное питание должно сочетаться с культурой поведения за столом. Поэтому в соотвествии с учебной программой дошкольного образования /направление «Социально-нравственное и личностное развитие», образовательная область «Ребёнок и общество», разделы «Культура питания» и «Трудовая деятельность»/ воспитанники учатся соблюдать правила поведения за столом и правила приема пищи, а также учатся дежурить как по занятиях, так и по столовой.

 

Перечень культурно-гигиенических и трудовых навыков 
у детей дошкольного возраста

Возраст

ная группа

Навыки

Культура питания

Трудовой деятельности (поручения, дежурство по столовой)

Первая младшая группа

2-3г.

Не спеша пережевывает пищу, глотает, держит чашку и пьет из нее. Правильно и самостоятельно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, салфеткой).

Выполняет элементарные поручения: после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол.

Вторая младшая группа

3-4г.

Спокойно садится за стол и выходит из-за него, правильно пользуется столовой и чайной ложкой, вилкой. Ест аккуратно. Не разговаривает, не проживав и не проглотив пищу. Пользуется салфеткой, благодарит после еды.

Выполняет элементарные поручения: после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол. Выполняет трудовые действия в соответствии с целью, планом, поставленным взрослым.

Средняя группа

4-5л.

Увеличивается самостоятельность, умеет правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, пищу берет понемногу, ест бесшумно.

Выполняет обязанности дежурного по столовой: раскладывает ложки, вилки, ножи, мелкие тарелки, хлебницы, салфетницы, убирает посуду после еды.

Старшая группа

5-7л.

Не спешит, не хватает горячую пищу, берет пищу маленькими кусочками, старательно пережевывает, не отвлекается во время приема пищи, не наклоняет тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушает десертной ложкой, косточки аккуратно сплевывает в ложку, хлеб отламывает маленькими кусочками, не крошит.

Выполняет обязанности дежурного по столовой: сервирует стол, убирает со стола.

 

 

Консультация для родителей

«Формирование культуры питания»

Если вы сами умеете вести себя за столом, легко и грациозно пользуетесь ножом и вилкой и всегда благодарите домашних после еды – половина успеха уже у вас в кармане.

Выбираем детские приборы

Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой. На первых порах маленького ребенка обучают есть вилкой, держа ее только в правой руке. Ему объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости от того, что едят. Если на тарелке лежит, к примеру, жареный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку держат так, чтобы ею было удобно накалывать куски пищи, то есть зубьями книзу. В тех случаях, когда едят пюре, кашу или другую рассыпчатую пищу, нужно повернуть вилку изгибом кверху, чтобы было удобно подгребать кушанье. Вполне удобно есть вилкой, а не ложкой, омлет, яичницу, нежидкие каши, овощи, котлеты, гарниры. Когда к сервировке детского стола добавляют столовый нож (обычно на четвертом году жизни), ребенку показывают, как им пользоваться, учат держать нож в правой руке. К этому же времени следует научить ребенка пользоваться вилкой, держа ее левой рукой. Ребенка надо приучать к тому, что нарезать ножом можно только ту пищу, которую невозможно отделить с помощью вилки. Поэтому рубленые котлеты, запеканки, пудинги, рыбу и т. п. он должен есть только при помощи вилки, без ножа. Пока ребенок не привыкнет пользоваться ножом, он помогает себе, поддерживая пищу хлебной корочкой, которую держит в левой руке. Пользуясь во время еды вилкой и ножом, нож держат в правой, а вилку — в левой руке.  Когда едят только вилкой, ее берут в правую руку.  К помощи ножа приходится прибегать довольно часто. Им разрезают рыбную гастрономию, мясо (говядину, свинину, баранину, телятину и др.) Не стоит нарезать сразу несколько кусочков — мясо остынет и станет невкусным. Так можно резать только детям, которые еще не привыкли есть самостоятельно или умеют пользоваться лишь вилкой.  Клецки, галушки, вареные овощи не режут ножом, а в случае необходимости делят на кусочки вилкой.  Если на столе котлеты, зразы, тефтели, голубцы или другие рубленые блюда, употребление ножа излишне. Их едят вилкой, держа ее в правой руке.  Кусочком хлеба правой рукой можно помочь положить на вилку кусок блюда с тарелки. Такие блюда, как омлеты, овощи, запеканки, едят только при помощи вилки. Если приходится временно прерывать еду, чтобы выпить воды, взять хлеба, положить кусок мяса, нож и вилку кладут на тарелку так, как их держали: нож ручкой вправо, а вилку — влево.  Окончив еду, нож и вилку кладут в тарелку параллельно ручками влево рядом друг с другом. Если кто-либо попросит передать прибор, то ножи, вилки, ложки передают ручкой вперед. Самому можно в таком случае взять прибор за нейтральную середину (например, в том месте, в котором нож соединяется с ручкой). Это позволит избежать загрязнения прибора пальцами.

Научите ребёнка правильно держать столовые приборы и пользоваться ими, чтобы избежать травм.

Ни в коем случае не стоит играть со столовыми приборами, брать в рот нож, пустую вилку. Это может привести к порезам полости рта и языка, что естественно, никаких хороших ассоциаций не вызовет.
Кушать следует аккуратно, мелкими кусочками, не набивая рот под завязку, чтобы потом невозможно было прожевать. Пищу надо пережевывать медленно и тщательно, не чавкая и не разбрызгивая еду. Объясните, что разговаривать с полным ртом некрасиво и неудобно, сначала стоит пищу прожевать и проглотить, а уже потом разговаривать. Но все же, не стоит злоупотреблять разговорами за едой.  Напомните, что за стол садятся в первую очередь для принятия пищи, а не для развлечений. И поэтому, различные книжки, а также телевизор за едой противопоказаны. После принятия пищи ребенок должен сложить свои приборы на тарелку, как говорилось выше, поблагодарить хозяев, и только после этого встать из-за стола.Рот и руки - вытирать бумажной салфеткой. Неплохо было бы предложить ребенку помочь убрать со стола. И, конечно же, не забывайте помыть руки и после еды. Если Вы представите все это в виде игры, то Вашему ребенку не будет скучно, и он захочет еще не раз провести такой интересный званый ужин. Можете предложить ему в следующий раз пригласить уже реальных гостей из числа своих друзей, и Вы увидите, как он загорится, и с какой радостью возьмет на себя обязанности гостеприимного хозяина!

И помните, принятие пищи должно вызывать удовольствие, как у детей, так и у взрослых!

Фотогаллерея

       Дежурство перед обедом

      Обед

Дежурство после обеда

Разделы сайта