Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

СВЕТЛАНА
ГРИГОРЬЕВНА
ЯЩУК,

руководитель
физического воспитания

Рада буду общению с вами
по вопросам 
здорового образа жизни,
физического и двигательного
разития детей

Время работы: 7.50-17.10, 
обед 13.00-13.20

контактный тел. +375-29-796-39-44

сентябрь 2019

Катание на велосипеде: методика обучения, полезные советы

Обучение езде на велосипеде организуется во время утренней и вечерней прогулки на участке весной и летом. Прежде всего детей знакомят с правилами езды на велосипеде:

‑ ездить по дорожкам можно только в одном направлении, держась правой стороны; помимо выделенной дорожки выезжать на велосипеде никуда нельзя;

‑ ездить нужно осторожно, чтобы никого не столкнуть; если случайно на дорожке встретится кто-нибудь из детей или взрослых, его надо объехать; ‑ при катании на велосипедах по дорожке никто из детей не должен выходить на нее и не пересекать ее.

Сначала обучают детей езде на трехколесном велосипеде. Обучение езде на трехколесном велосипеде начинают с двухлетнего возраста. Сначала детей знакомят с велосипедом и правилами езды на нем. Затем учат садиться па велосипед и сходить с него. Детям объясняют, что нужно подойти с левой стороны, взяться за ручки руля руками, правую ногу, слегка согнутую в колене, перенести (занести) сзади или спереди сиденья (через седло) и поставить на правую педаль. Можно сесть на велосипед и другим способом: перенести правую йогу через седло и поставить на землю, сесть на седло и поставить ноги на педали.

Детей учат ездить на велосипеде по прямой, а потом с поворотами направо, налево. При поворотах направо руль нужно повернуть в ту же сторону. В дальнейшем следует научить детей ездить по кругу, змейкой, делать поворот кругом и выполнять различные задания (позвонить в колокольчик, снять подвешенную ленту и т. д.), ездить с ускорением на скорость, ездить по слегка неровной местности.

Обучение езде на двухколесном велосипеде начинают с четырехлетнего возраста. Если дети умеют ездить на трехколесном велосипеде и имеют хорошую общую физическую подготовленность, обучение идет быстрее. Труднее осваивают езду на велосипеде дети, у которых слабо развито равновесие, которые нерешительны, боятся упасть, а также дети с недостаточной координацией движений.

Целесообразно сначала обучать детей более смелых: они своим примером положительно повлияют на сверстников, и, кроме того, их можно в дальнейшем привлекать к помощи при обучении других детей. Обучение езде на двухколесном велосипеде в детском саду проводится в индивидуальном порядке. К этому следует привлекать и родителей, познакомив их с методикой обучения. Овладение навыками езды па велосипеде в семье позволит более полноценно использовать данный вид движения в детском саду. Сначала детей знакомят с велосипедом: объясняют его устройство, назначение частей и технику передвижения.

Последовательность обучения:

‑ ведение велосипеда в прямом направлении (без посадки на него), с поворотами направо, налево, кругом, ведение его по кругу, змейкой, езда по прямой с поворотами: направо, налево при поддержке взрослого. Разнообразные упражнения с вождением велосипеда, проводимые в течение нескольких занятий, формируют у детей навыки и качества, которые необходимы им для езды на велосипеде

‑ посадка на велосипед и слезание с него; езда на велосипеде самостоятельно по прямой, с поворотами направо, налево, кругом, езда по кругу, змейкой, езда с дополнительными заданиями. Детям показывают и объясняют, что при езде па велосипеде сидеть надо прямо, непринужденно (не напряженно), слегка наклоняясь вперед (не сутулясь), руль держать без напряжения, смотреть вперед на дорожку, выбирая себе путь.

Взрослый берется левой рукой за левую ручку руля, правой рукой держит седло сзади и передвигает велосипед по прямой, а ребенку предлагает равномерно нажимать па педали передней частью ступни и активно передвигать велосипед. Чтобы научить детей устойчиво сидеть на велосипеде вовремя движения и сохранять равновесие на качающейся опоре, воспитатель, держась за ручку руля и сзади за седло, производит раскачивание велосипеда то вправо, то влево. Ребенок, преодолевая боязнь, старается хорошо держаться за руль и приучается сохранять равновесие. Это упражнение помогает быстрее научиться сохранять равновесие в движении.

‑ выполнение поворотов направо, налево: ребенок должен правильно сидеть, сохраняя равновесие, одновременно выполнять движения ногами, держаться за руль руками, наклоняя туловище в сторону поворота. Перед поворотами направо следует выехать к левому краю дорожки и постепенно поворачивать руль направо, перед поворотом налево выехать к правому краю дорожки и постепенно поворачивать руль налево. При выполнении ребенком поворотов взрослый в начале обучения подсказывает ему, как надо повернуть руль.  

‑ сход с велосипеда. Чтобы сойти с велосипеда, прекращают вращение педалей и замедляют ход; когда скорость почти угаснет, наклоняют его в ту сторону, в которую хотят сойти, и, опершись одной ногой о землю, переносят другую ногу через раму или седло. Тормозить следует плавно, без резких толчков. До тех пор пока ребенок не приобрел твердых навыков езды на велосипеде по прямой, с поворотами направо, налево, взрослому необходимо все время обеспечивать страховку. В дальнейшем обучают детей езде на велосипеде с поворотом кругом, езде по кругу, змейкой. Кроме того, даются различные задания: ударить в подвешенный колокольчик, снять подвешенную ленту, управлять велосипедом одной рукой и без рук, подниматься на пологую горку и спускаться с нее и др.

Опыт показывает, что у смелых, настойчивых детей с хорошей физической подготовленностью, образуются умения езды на велосипеде за 6—8 ежедневных занятий. Для более робких детей, а также для детей с недостаточно развитым чувством равновесия нужно для этого 12—15 дней. В дальнейшем необходимо, чтобы дети закрепляли навыки езды на велосипеде как в детском саду, так и в домашних условиях.

Как правильно выбрать велосипед для дошкольника

До 2 лет

Единственный приемлемый вариант велосипеда в таком нежном возрасте — трехколесный велосипед с крупными колесами и обязательно высокой и прочной ручкой для того, чтобы взрослый мог катить конструкцию с сидящим на ней ребенком. У такого велосипеда должен присутствовать фиксатор — крепкое перильце-бортик, которое поднимается и опускается, а в идеале еще и ремни безопасности, чтобы можно было пристегнуть малыша. Велосипед должен иметь подставки для ножек — маленькие детки еще не умеют крутить педали. Дополнительные «гаджеты»:

тент, защищающий от солнца;

«веселенькая» передняя панель (с клаксоном, кнопочками, лампочками и прочими интересными ребенку приспособлениями);

фиксатор для переднего колеса, позволяющий крутить педали, не двигаясь с места;

сумочка или поддон для игрушек; подставка для стаканчика.

Трехколесный велосипед должен быть достаточно устойчивым и достаточно легким.

С 2 до 4 лет

Лучше всего продолжать ездить на трехколесном велосипеде. Это может быть избавленная от лишних частей старая «машина» — от велосипеда отстегивается ремень безопасности, отвинчиваются ручка, тент и подставка для ног. Можно купить более серьезный трехколесный велосипед. К нему особые требования: такой «железный конь» должен быть с большими устойчивыми колесами и ограничителем руля (катающегося ребенка часто «заносит» на поворотах и велосипед может перевернуться, если руль недостаточно зафиксирован), при этом умеренно легким, чтобы ребенок мог вращать педали без особых усилий и вам не было трудно таскать велосипед за малышом. Сиденье не должно быть скользким и лучше всего, если поначалу оно будет опущено на минимум. Очень актуальной становится сумка для игрушек.

С 4 до 7 лет

В этом возрасте уже можно начинать кататься на двухколесных велосипедах — но пока с двумя дополнительными колесиками-стабилизаторами. Расстояние между рамой и промежностью должно составлять не менее 10 сантиметров, лучше всего приобретать велосипед с низкой рамой. Объясните ребенку, как правильно падать — сгруппировавшись всем телом, набок.

Двухколесные велосипеды имеют два вида тормозов:

ручной тормоз — для его использования требуется довольно серьезное усилие рук;

ножной тормоз — «прокрутка» колес назад останавливает велосипед.

Большинство детей в пять лет уже могут тормозить с помощью ножного тормоза. Переключатель скоростей в таком возрасте — ненужное приспособление.

Педали лучше всего выбирать металлические, колеса — из плотной цельной резины, которую не надо надувать. Велосипед также должен иметь опцию регулирования высоты сидения и руля — тогда он прослужит много лет.

Полезные советы

Несколько советов, универсально полезных при покупке велосипеда для ребенка любого возраста:

- посетите магазин вместе с ребенком — подбирайте модель и степень устойчивости под его рост и комплекцию;

- хороший велосипед не может и не должен стоить слишком дешево;

- покупайте велосипед в специализированных магазинах или интернет-магазинах, избегайте рынков и супермаркетов;

- избегайте дешевых китайских велосипедов — детали от них начинают отваливаться уже после первой прогулки, такие изделия могут быть просто опасны для вашего ребенка. 

Разделы сайта