Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

 

Памятка для родителей

«Безопасность ребёнка»

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

- угроза для жизни,
- возможность нанесения ущерба здоровью,
- нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: 
- опасности дома, 
- опасности на дороге и на улице,
- опасности в природе,
- опасности в общении с незнакомыми людьми.
Именно от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.
Для того, чтобы обеспечить безопасность ребёнка взрослым необходимо предпринять ряд мер и строго придерживаться основных требований безопасности.
В первую очередь с ребёнком нужно проводить постоянную разъяснительную работу, используя примеры, сказки, рисунки и всё то, что поможет ребёнку понять, какие ситуации бывают опасными, как поступить, попав в них и как их избежать. Учёба пойдёт впустую, если не учитывать и особенности детской психики, которая противится формам «запрещено», «нельзя», «ты обязан» и т.д. Лучше действуют формулы типа: «Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства за тебя». Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкреплять доступными примерами. Если, например, ребёнок, совсем мал, напомните ему о печальной судьбе семерых козлят, доверившихся волку, или о Красной Шапочке, которой больше повезло.
Второе – родителям необходимо создать ребёнку благоприятные условия в жилище, используя всевозможные защитные механизмы, приспособления и соблюдая самим правила пожарной безопасности.
Еще одно из главных условий безопасности ребенка — это его к вам доверие. Что бы с ним не случилось, он должен знать: папа и мама всегда помогут, и не бояться ничего вам рассказывать. Будьте в курсе того, кто окружает вашего ребенка в гимназии, на детской площадке или в секции. Если ребенок кажется подавленным, расстроенным, осторожно расспросите его, дайте понять, что он всегда может рассчитывать на вашу защиту и поддержку.

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!

Будьте внимательны!

Взрослые в состоянии просчитать последствия своих действий и избавить малыша  от возможных неприятностей.

Правила поведения на водоемах в зимний период

Тысячи взрослых и детей с нетерпением ждут начала зимы и становления льда на реках, озерах и других водоемах. Самые нетерпеливые из них выбираются на неокрепший лёд, подвергая свою жизнь и здоровье серьезной опасности. Важно соблюдать правила безопасного поведения на зимних водоемах. Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых морозов и в период оттепелей.

Нельзя забывать о серьезной опасности, которую таят в себе только что замерзшие водоемы. Первый лед очень коварен. Не торопитесь выходить на первый лед, он только кажется прочным, а на самом деле он тонкий, слабый и не выдержит тяжести не только взрослого человека, но и ребенка. Молодой лед отличается от старого более темным цветом и тонким ровным снежным покровом без застругов и надувов.

В зимнее время лед прирастает в сутки при:

t - (-5оС)-0,6см

t - (-25°C)-2, 9 см

t - (-40°C)-4, 6 см

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

 1. Необходимо помнить, что выходить на осенний лед можно только в крайнем случае с максимальной осторожностью.

2. Во всех случаях, прежде чем сойти с берега на лед, необходимо внимательно осмотреться, наметить маршрут движения и возможного возвращения на берег.

3. Следует остерегаться мест, где лед запорошен снегом, под снегом лед нарастает медленнее. Бывает так, что по всему водоему толщина открытого льда более 10 см, а под снегом - 3 см.

4. В местах, где быстрое течение, вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, травы, где имеются родники или ручей впадает в водоем, образуются промоины, проталины или полыньи. Здесь вода покрывается очень тонким льдом.

5. Особо опасны места сброса в водоемы промышленных сточных вод, растопленного снега с улиц города, насыщенного разного рода реагентами. В таких местах вода практически не замерзает всю зиму.

6. Безопаснее всего переходить водоем по прозрачному с зеленоватым или синеватым оттенком льду при его толщине не менее 7 см.

7. Прежде чем встать на лед нужно убедиться в его прочности, используя для этого пешню или палку. Во время движения пешней (палкой) ударяют по льду впереди и по обе стороны от себя по несколько раз в одно и то же место.

8. Если вы видите чистое, ровное, не занесенное снегом место, значит здесь полынья или промоина, покрытая тонким свежим льдом.

9. Если на ровном снеговом покрове темное пятно, значит под снегом - неокрепший лед.

10. Лыжная трасса, если она проходит по льду, должна быть обозначена вешками (флажками).

11.Очень опасно скатываться на лед с обрывистого берега, особенно в незнакомом месте. Даже заметив впереди себя прорубь, пролом во льду или иную опасность, бывает трудно затормозить или отвернуть в сторону, особенно, если катаются маленькие дети.

12. Для катания на санках, лыжах, коньках необходимо выбирать места с прочным ледяным покровом, предварительно обследованным взрослыми людьми. 

13. Необходимо соблюдать особую осторожность на льду в период оттепелей, когда даже зимний лед теряет свою прочность.

14. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь). 

15. При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами. 
16. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин. 

17.  При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м). 
18. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится. 
19. На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 – 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее под мышки. 
20. Убедительная просьба родителям: не отпускайте детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра. 
21. Одна из самых частых причин трагедий на водоёмах – алкогольное опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными. 

Советы рыболовам: 
1. Необходимо хорошо знать водоем, избранный для рыбалки, для того, чтобы помнить, где на нем глубина не выше роста человека или где с глубокого места можно быстро выйти на отмель, идущую к берегу. 

2. Необходимо знать об условиях образования и свойствах льда в различные периоды зимы, различать приметы опасного льда, знать меры предосторожности и постоянно их соблюдать. 
3. Определите с берега маршрут движения. 
4. Осторожно спускайтесь с берега: лед может неплотно соединяться с сушей; могут быть трещины; подо льдом может быть воздух. 
5. Не выходите на темные участки льда - они быстрее прогреваются на солнце и, естественно, быстрее тают. 
6. Если вы идете группой, то расстояние между лыжниками (или пешеходами) должно быть не меньше 5 метров. 
7. Если вы на лыжах, проверьте, нет ли поблизости проложенной лыжни. Если нет, а вам необходимо ее проложить, крепления лыж отстегните (чтобы, в крайнем случае, быстро от них избавиться), лыжные палки несите в руках, петли палок не надевайте на кисти рук. 
8. Рюкзак повесьте на одно плечо, а еще лучше - волоките на веревке в 2-3 метрах сзади. 
9. Проверяйте каждый шаг на льду остроконечной пешней, но не бейте ею лед перед собой - лучше сбоку. Если после первого удара лед пробивается, немедленно возвращайтесь на место, с которого пришли. 
10. Не подходите к другим рыболовам ближе, чем на 3 метра. 
11. Не приближайтесь к тем местам, где во льду имеются вмерзшие коряги, водоросли, воздушные пузыри. 
12. Не ходите рядом с трещиной или по участку льда, отделенному от основного массива несколькими трещинами. 
13. Быстро покиньте опасное место, если из пробитой лунки начинает бить фонтаном вода. 
14. Обязательно имейте с собой средства спасения: шнур с грузом на конце, длинную жердь, широкую доску. 
15. Имейте при себе что-нибудь острое, чем можно было бы закрепиться за лед в случае, если вы провалились, а вылезти без опоры нет никакой возможности (нож, багор, крупные гвозди) 
16. Не делайте около себя много лунок, не делайте лунки на переправах (тропинках). 
Оказание помощи провалившемуся под лед: 
Самоспасение: 
- Не поддавайтесь панике. 

- Не надо барахтаться и наваливаться всем телом на тонкую кромку льда, так как под тяжестью тела он будет обламываться. 
- Широко раскиньте руки, чтобы не погрузиться с головой в воду. 
- Обопритесь локтями об лед и, приведя тело в горизонтальное положение, постарайтесь забросить на лед ту ногу, которая ближе всего к его кромке, поворотом корпуса вытащите вторую ногу и быстро выкатывайтесь на лед. 
- Без резких движений отползайте как можно дальше от опасного места в том направлении, откуда пришли. 
- Зовите на помощь. 
- Удерживая себя на поверхности воды, стараться затрачивать на это минимум физических усилий. (Одна из причин быстрого понижения температуры тела - перемещение прилежащего к телу подогретого им слоя воды и замена его новым, холодным. Кроме того, при движениях нарушается дополнительная изоляция, создаваемая водой, пропитавшей одежду). 
- Находясь на плаву, следует голову держать как можно выше над водой. Известно, что более 50% всех теплопотерь организма, а по некоторым данным, даже 75% приходится на ее долю. 
- Активно плыть к берегу, плоту или шлюпке, можно, если они находятся на расстоянии, преодоление которого потребует не более 40 мин. 
- Добравшись до плавсредства, надо немедленно раздеться, выжать намокшую одежду и снова надеть. 
Если вы оказываете помощь: 
- Подходите к полынье очень осторожно, лучше подползти по-пластунски. 

- Сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность. 
- За 3-4 метра протяните ему веревку, шест, доску, шарф или любое другое подручное средство. 
- Подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться. 
Первая помощь при утоплении: 
- Перенести пострадавшего на безопасное место, согреть. 

- Повернуть утонувшего лицом вниз и опустить голову ниже таза. 
- Очистить рот от слизи. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов – добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка (нельзя терять время на удаления воды из легких и желудка при отсутствии пульса на сонной артерии). 
- При отсутствии пульса на сонной артерии сделать наружный массаж сердца и искусственное дыхание. 
- Доставить пострадавшего в медицинское учреждение. 
Отогревание пострадавшего: 
1. Пострадавшего надо укрыть в месте, защищенном от ветра, хорошо укутать в любую имеющуюся одежду, одеяло. 

2. Если он в сознании, напоить горячим чаем, кофе. Очень эффективны грелки, бутылки, фляги, заполненные горячей водой, или камни, разогретые в пламени костра и завернутые в ткань, их прикладывают к боковым поверхностям грудной клетки, к голове, к паховой области, под мышки. 
3. Нельзя растирать тело, давать алкоголь, этим можно нанести серьезный вред организму. Так, при растирании охлажденная кровь из периферических сосудов начнет активно поступать к "сердцевине" тела, что приведет к дальнейшему снижению ее температуры. Алкоголь же будет оказывать угнетающее действие на центральную нервную систему. 
Выживание в холодной воде. 
1. Известно, что организм человека, находящегося в воде, охлаждается, если ее температура ниже 33,3°С. Теплопроводность воды почти в 27 раз больше, чем воздуха, процесс охлаждения идет довольно интенсивно. Например, при температуре воды 22°С человек за 4 мин. теряет около 100 калорий, т.е. столько же, сколько на воздухе при той же температуре за час. В результате организм непрерывно теряет тепло, и температура тела, постепенно снижаясь, рано или поздно достигнет критического предела, при котором невозможно дальнейшее существование. 

2. Скорость снижения температуры тела зависит от физического состояния человека и его индивидуальной устойчивости к низким температурам, теплозащитные свойства одежды на нем, толщина подкожно-жирового  
слоя. 
3. Важная роль в активном снижении теплопотерь организма принадлежит сосудосуживающему аппарату, обеспечивающему уменьшение просвета капилляров, проходящих в коже и подкожной клетчатке. 
Что испытывает человек, неожиданно оказавшийся в ледяной воде? 
1. Перехватывает дыхание. 

2. Голову как будто сдавливает железный обруч. 
3. Резко учащается сердцебиение. 
4. Артериальное давление повышается до угрожающих пределов. 
5. Мышцы груди и живота рефлекторно сокращаются, вызывая сначала выдох, а затем вдох. Непроизвольный дыхательный акт особенно опасен, если в этот момент голова находится под водой, ибо человек может захлебнуться. 
6. Пытаясь защититься от смертоносного действия холода, организм включает в работу резервную систему теплопроизводства - механизм холодовой дрожи. 
7. Теплопродукция резко возрастает за счет быстрого непроизвольного сокращения мышечных волокон, иногда в три-четыре раза. Однако через некоторый период времени и этого тепла оказывается недостаточно, чтобы компенсировать теплопотери, и организм начинает охлаждаться. Когда температура кожи понижается до 30°С, дрожь прекращается, и с этого момента гипотермия начинает развиваться с нарастающей скоростью. Дыхание становится все реже, пульс замедляется, артериальное давление падет до критических цифр. 
Основные причины смерти человека в холодной воде: 
Переохлаждение, так как тепла, вырабатываемого организмом, недостаточно чтобы возместить теплопотери. 

Смерть может наступить в холодной воде, иногда гораздо раньше, чем наступило переохлаждение, причиной этого может быть своеобразный "холодовый шок", развивающийся иногда в первые 5-15 мин после погружения в воду. 
Нарушение функции дыхания, вызванное массивным раздражением холодовых рецепторов кожи. 
Быстрая потеря тактильной чувствительности. Находясь рядом со спасательной лодкой, терпящий бедствие иногда не может самостоятельно забраться в нее (!), так как температура кожи пальцев падает до температуры окружающей воды. 

Зимними спасательными средствами являются:

Спасательная доска. Длина доски – 5-8 метров, ширина - 120 см. На одном конце крепится петля, на другом - веревка длиной от 30 до 40 м. Спасатели на берегу привязывают к неподвижному предмету конец веревки, потом подползают по льду к пострадавшему и подают ему конец доски с петлей, помогая выбраться из воды.

Спасательный шест. Длина – 5-8 метров. К концу шеста крепится пеньковая капроновая веревка длиной 40 м. Спасатель привязывает на берегу веревку, приближается на безопасное для себя расстояние, подает пострадавшему шест, помогает выбраться из воды.

Спасательная веревка. Длина – 25-30 м с большими, длиной до 70 см, петлями на обоих концах. Спасатель надевает на левую руку петлю, а правой берет другую петлю и, сделав два-три круговых размаха, бросает ее тонущему. Поймав петлю, тонущий надевает ее через голову под руку, после чего спасатель подтягивает его к берегу.

Спасательная лестница. Длина – 3-6 м, ширина – 50-70 см. Изготавливается из ели, сосны или дюралюминиевых трубок с запаянными концами. Используется спасателями так же, как и спасательная доска. Во всех случаях желательно, чтобы спасатель предварительно подстраховался.

Подручные средства. В экстренных ситуациях для оказания помощи утопающему могут быть использованы подручные средства: бревна, шесты, лыжи, щиты, веревки, брючные ремни, личная одежда и др.

Если на ваших глазах провалился человек под лед: Немедленно сообщите о происшествии по телефонам: 101, 102, 112 для абонентов сотовой связи.

                           ДЕТСКАЯ КОЛЯСКА КАК ИСТОЧНИК ТРАВМАТИЗМА

Мы обычно воспринимаем детскую коляску как надежный, защищающий ребенка передвижной домик. Отчасти это так. Но случается так, что именно коляска становится причиной травмы или даже гибели ребенка.

Чего нельзя делать ни в коем случае?

  1. Нельзя спускаться по лестнице с коляской, в которой сидит ребенок.
  2. Нельзя входить в лифт спиной, везя за собой коляску. Автоматика порой не надежна. Двери в шахту могут открыться до того, как лифт подъехал к этажу.
  3. Нельзя оставлять коляску близко к дому. В зимне-весеннее время с крыши могут упасть сосульки. Но ещё больше, чем сосулек, нужно опасаться безголовых людей, выкидывающих из окон все, что попадается под руку.
  4. Выставляя коляску с ребенком на балкон, нужно быть уверенным в том, что:

- ребенок не сможет из нее выбраться, если проснется;

- балкон надежно защищен козырьком от падающих сверху предметов, в том числе от сигарет. Случается, непотушенная сигарета падает в коляску, детское одеяльце может загореться. Это одна из распространенных причин ожогов у младенцев.

Нельзя оставлять ребенка в коляске на улице без присмотра. Его просто могут утащить.

                                            ОЖОГИ КАК ВИД ТРАВМАТИЗМА

Обычно мы предупреждаем детей и взрослых о недопустимости игры со спичками. Однако очень часто дети обжигаются горячими жидкостями. Можно выделить как минимум три ситуации, в которых это происходит.

  1. Мама садится пить чай, ставит чашку с горячим чаем на край стола и берет на колени маленького ребенка. Вероятность того, что ребенок опрокинет на себя горячее, очень высока.
  2. Хозяйка несет в руках емкость с горячей жидкостью. На нее наскакивает играющий ребенок. От столкновения от столкновения жидкость выплескивается и обжигает ребенка. Как избежать такой ситуации, ясно: нельзя передвигаться с сосудом, наполненным горячей жидкостью и не закрытым крышкой.
  3. Дети могут получить ожоги горячей жидкостью во время чаепития. Не следует разливать чай прямо за столом, вокруг которого находятся дети. Кроме того дети не будут пить крутой кипяток, поэтому нужно дать чайнику вначале немного остыть, а потом разливать чай.
  4. Часто дети обжигаются во время уборки помещения – падают в таз или опрокидывают ведро с водой. Если нет возможности удалить малыша из комнаты во время уборки, не нужно пользоваться очень горячей водой.

                                                КАЧЕЛИ КАК ИСТОЧНИК ТРАВМАТИЗМА

Качели часто становятся источником травматизма. Об этом взрослые должны предупреждать детей.

Чаще всего это случается во время прыжков с качелей.

  1. Ребенок прыгнул с качелей и не удержался на ногах, упал. Естественное желание – тут же встать на ноги. В результате качели ударяют его по затылку. Нужно довести до сознания родителей: при падении с качелей нельзя тут же вставать. Нужно отползти, прижимаясь к земле, только после этого подниматься на ноги. Бог с ней, с испачканной одеждой. Она не стоит здоровья.
  2. Если ребенок не умеет правильно группироваться во время прыжка и мягко приземляться, он может получить травму лодыжек. Прыжков вообще лучше избегать

Источником травматизма являются качели с любыми неисправностями – старые, ржавые, с плохо прикрепленным сиденьем, с отваливающимися палками. Нельзя поддаваться соблазну покататься на таких качелях.

                               ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ

Травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий, занимают солидное место в списке детского травматизма.

Практически все педагоги знают, что детей нужно знакомить с правилами дорожного движения. Но нельзя это делать «по старинке», не учитывая изменившегося характера улицы. Да, действительно: зеленый человечек на светофоре означает, что можно переходить улицу. Но сегодня он вряд ли может гарантировать нам полную безопасность. Отдельные лихачи вообще не обращают внимание на светофор. При смене сигнала светофора машины срываются с места не на зеленый, а на желтый свет, не оставляя пешеходам возможности спокойно добраться до тротуара. Ребенка нужно учить видеть и слышать улицу.

Вот несколько правил для взрослых, которым они должны научить детей:

  1. Переходя улицу, будьте внимательны. Не доверяйте исключительно сигналу светофора, смотрите по сторонам.
  2. Не начинайте переходить широкую улицу с движением в несколько рядов, когда зеленый свет горит достаточно долго.
  3. Самая опасная машина – стоящая. Во-первых, она может неожиданно тронуться. Во-вторых, что самое опасное, загораживает обзор, из-за нее не видно движущихся машин.
  4. Старое правило «Обходи автобус сзади!» не работает на сегодняшних широких улицах. Автобус вообще нельзя обходить, нужно дождаться, чтобы автобус уехал, и только после этого начинать движение через улицу.
  5. Переходя улицу с коляской, нельзя спускать ее с тротуара заранее – только в тот момент, когда вы действительно начинаете движение.

     Увеличивается количество детей, становящихся жертвами дорожных аварий в статусе пассажиров. На каждую машину, в салоне которой сидит ребенок, не повесишь табличку «Осторожно! Дети!». Предельно осторожным должен быть человек за рулем. Он не имеет права торопиться, мчаться на большой скорости и тем более выезжать на встречную полосу.

Водителям полезно знать, что самым безопасным местом в автосалоне считается место сзади справа. Там и должен сидеть ребенок.

                                        ТРАВМЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕОСОЗНАННОГО САДИЗМА

      Дети обычно получают подобные травмы в игре, когда их «друзья» настолько возбуждаются, что перестают контролировать свои действия, «играли», и кто-то ударил кубиком по голове и т.д. Особенно часто такие ситуации происходят по вине агрессивного ребенка, который является потенциальным источником травматизма в группе. Но травму в результате неосознанного садизма может нанести и неагрессивный ребенок, а просто возбудимый ребенок. Это обычно случайность. Возбуждение снижает способность контролировать свои действия. Поэтому, зная за некоторыми детьми такие особенности, взрослому надо, вовремя их остановить, «остудить», переключить на спокойную деятельность.

Описанные виды травматических ситуаций – лишь небольшая часть из списка возможных. Но они – пища для размышлений.

Неприятно осознавать, что взрослый по собственной глупости или невнимательности может спровоцировать или допустить несчастный случай. 

Поэтому, уважаемые взрослые:

«Будьте внимательны!»

 

 

Разделы сайта