Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Составляющими воспитания культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста являются:

  • формирование навыков здорового образа жизни,
  • осознание значимости здоровья как ценности,
  • физическое совершенствование.

ОСНОВАНИЕ: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019г. №137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования»

Что же педагоги и родители (законные представители), сообща,
должны сделать в этом направлении? 

СТАРШАЯ ГРУППА (5-7 ЛЕТ). Культура здоровья

Формировать представления:
- о признаках здоровья (правильная осанка, хорошее настроение, хороший аппетит, здоровый сон) и признаках заболевания (высокая температура, озноб, боль в горле, зубная и головная боль, насморк, отсутствие аппетита, слезоточивость глаз);

- представления о настроении и чувствах, их влиянии на состояние здоровья человека (обучает умению объяснять свое настроение, понимать эмоциональное состояние окружающих);
- культуру поведения за столом.
Формировать (развивать) умения:
- самостоятельно выполнять простейшие правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать распорядок дня (своевременно ложиться спать, вовремя принимать пищу, чередовать время занятий и отдыха);

- употреблять продукты, полезные для здоровья (содержащие белки и помогающие расти организму – мясо, яйца, молочные и рыбные продукты; дающие энергию – хлебобулочные изделия, фрукты и овощи);
- самостоятельно полоскать рот после еды, чистить зубы, мыть лицо, шею, руки, ноги, следить за чистотой и длиной ногтей;
- оберегать себя от попадания микробов и инфекции;
- при насморке и чихании прикрывать рот платком или салфеткой;
- выполнять закаливающие процедуры: гулять на свежем воздухе, одеваться соответственно погоде.
Развивать способность оценивать собственные действия и действия других с точки зрения их пользы для здоровья.
Воспитывать интерес к дидактическим играм, литературным произведениям, иллюстрациям, беседам с детьми и взрослыми по проблеме здорового образа жизни людей; внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей как предпосылку здорового образа жизни; уважение и интерес к физической стороне своей жизни, уважение к физическим различиям между людьми. 

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 ЛЕТ). Культура здоровья

Формировать (обогащать) представления о значении навыков самообслуживания для здоровья человека (нужно быть здоровым, опрятным, чтобы другим было приятно находиться рядом).
Формировать (развивать) умения:
- соотносить знания о культуре тела с реальными действиями по уходу за ним: самостоятельно выполнять гигиенические процедуры (мыть руки, лицо, шею, пользоваться полотенцем, зубной щеткой, расческой, носовым платком, полоскать рот после еды);

- пользоваться навыками самообслуживания (одеваться и раздеваться в определенном порядке, складывать одежду, правильно надевать, зашнуровывать и расшнуровывать ботинки), навыками культурного поведения за столом (хорошо пережевывать пищу, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой);
- самостоятельно использовать накопленный опыт укрепления и сохранения здоровья: защищаться от микробов (не есть и не пить на улице, мыть руки с мылом, есть только мытые овощи, есть и пить только из чистой посуды);
- принимать участие в оздоровительно-закаливающих мероприятиях, подвижных играх и физических упражнениях на прогулке;
- рассказывать о своем здоровье: здоровье нужно всем – детям, взрослым, животным; о здоровье надо заботиться (умываться, чтобы кожа была здоровой; делать зарядку, чтобы быть сильным; есть продукты, полезные для здоровья); привлекать внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания. 

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года). Культура здоровья

Формировать представления:
- о простейших правилах здоровьесберегающего поведения: соблюдать распорядок дня (ложиться спать в одно и то же время, делать по утрам зарядку, не пропускать дневной сон, совершать прогулки на свежем воздухе при любой погоде), принимать участие в оздоровительно-закаливающих мероприятиях;

- функциях предметов личной гигиены (мыло – для очищения рук, полотенце – для вытирания рук/ног, расческа – для причесывания волос, носовой платок – для чистки носа, зубная щетка, зубная паста – для чистки зубов, стакан – для полоскания рта и горла).
Формировать (развивать) умения:
- самообслуживания: выполнять культурно-гигиенические процедуры (умывание рук, лица); пользоваться предметами личной гигиены (мыло, полотенце для рук/ног, личная расческа, зубная щетка, зубная паста, стакан для полоскания рта, носовой платок); соблюдать алгоритм действий при совершении процессов одевания и раздевания.

Воспитывать элементарную культуру поведения за столом во время еды: принимать пищу аккуратно, брать понемногу, захватывать губами, хорошо пережевывать с закрытым ртом, правильно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложкой, вилкой), есть и пить только из чистой посуды, перед приемом пищи желать сверстникам приятного аппетита, после еды благодарить.

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 года). Культура здоровья

Формировать умения:
- соблюдать правила личной гигиены: мыть руки по мере загрязнения, перед едой, после посещения туалета (закатывать рукава, самостоятельно намыливать руки до образования пены, тщательно их смывать под небольшой струей воды, насухо вытирать личным полотенцем, вешать его на место), умывать лицо, чистить нос, чистить зубы увлажненной щеткой без пасты, полоскать рот после еды; правильно применять предметы личной гигиены (мыло, полотенце для рук, расческа, носовой платок); по мере необходимости сообщать взрослому о своих физиологических потребностях, пользоваться горшком; замечать результаты выполнения гигиенических процедур (Я чистый; Я красивый);

- соблюдать правила пользования столовой посудой и столовыми приборами: (столовая и чайная ложка, вилка с 2 лет 6 месяцев), приема пищи и поведения за столом (держать чашку за ручку, набирать небольшое количество пищи в ложку, на вилку, аккуратно подносить ко рту, не стучать столовыми приборами по тарелке, столу; есть самостоятельно, тщательно пережевывая пищу, благодарить после еды).

ОСНОВАНИЕ: учебная программа дошкольного образования 2019 года

Разделы сайта