Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА

Синдром профессионального (эмоционального) “выгорания”, это процесс, развивающийся во времени. Начало “выгорания” лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В этом случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равноправия его психофизического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся эмоционально-энергетических и личностных ресурсов и “выгоранию” работающего человека.
Профессиональное “выгорание” - это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки или “освобождения” от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.
Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т.д.).
Какие же факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?
Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:

  • предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка
  • отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства
  • недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное
  • невозможность влиять на принятие важных решений
  • необходимость внешне проявлять эмоции, несоответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)
  • работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психоподоподобным поведением)
  • отсутствие каких – либо интересов вне работы
  • переживание несправедливости
  • неудовлетворенность работой

1) Первый признак выгорания – эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.

2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.

3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.

11 ноября 2019 года

СЕМИНАР С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА 

Цель: профилактика психологического здоровья, ознакомление педагогов с приёмами саморегуляции.

Задачи:

  • знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;
  • определение своего отношения к профессии, анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;
  • повышение уровня сплоченности педагогического коллектива;
  • снижение уровня эмоционального выгорания педагогов

1. Вступительное слово  «Профессиональное выгорание педагога», 7 мин
Цель: знакомство с понятием "эмоциональное выгорание", его характеристиками.

Притча о каменотёсах

Однажды по пыльной дороге шел путник и за поворотом, на самом солнцепеке, в пыли, увидел человека, тесавшего огромный камень. Человек тесал камень и очень горько плакал…
Путник спросил у него, почему он плачет, и человек сказал, что он самый несчастный на земле и у него самая тяжелая работа на свете. Каждый день он вынужден тесать огромные камни, зарабатывать жалкие гроши, которых едва хватает на то, чтобы кормиться. Путник дал ему монетку и пошел дальше.
И за следующим поворотом дороги увидел еще одного человека, который тоже тесал огромный камень, но не плакал, а был сосредоточен на работе. И у него путник спросил, что он делает, и каменотес сказал, что работает. Каждый день он приходит на это место и обтесывает свой камень. Это тяжелая работа, но он ей рад, а денег, что ему платят, вполне хватает на то, чтобы прокормить семью. Путник похвалил его, дал монетку и пошел дальше.
И за следующим поворотом дороги увидел еще одного каменотеса, который в жаре и пыли тесал огромный камень и пел радостную, веселую песню. Путник изумился. «Что ты делаешь?!!» – спросил он. Человек поднял голову, и путник увидел его счастливое лицо. «Разве ты не видишь ? Я строю храм!»

2. Упражнение на знакомство «Я мастер», 3 мин
Цель: сплочение коллектива, осознание сильных сторон своей личности.
Форма организации: участники, стоя в кругу, по очереди передают друг другу микрофон, представляясь.

3. Упражнение «Лестница профессиональной успешности», 5 мин
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Материалы: листы бумаги со схематичным изображением лестницы, ручки.
Форма организации: участники располагаются за столами по кругу.

4. Упражнение «Распредели по порядку», 5 мин
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я».
Материалы: листы бумаги, ручки.
Форма организации: участники располагаются за столами по кругу.

5. Упражнение “Ведро мусора”, 4 мин
Цель: выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью, регулирование негативных переживаний.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Форма организации: участники за столами в кругу, в центре круга мусорное ведро.

6. Упражнение «Лимон», 3 мин
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Форма организации: участники располагаются за столами по кругу.

7Упражнение «Сосулька» или «Мороженое», 4 мин
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Форма организации: стоя в кругу.

8. Заключительная рефлексия «Я в лучах солнца», 5 мин
Форма организации: участники располагаются за столами по кругу.

Притча «ИСПОЛНЕНИЕ МОИХ ЖЕЛАНИЙ» 

- Алло, здравствуйте! Могу я поговорить с Богом?
- Здравствуйте! Соединяю!
- Здравствуй, Душа моя! Я внимательно слушаю тебя!
- Господи, прошу Тебя, исполни мои желания!
- Конечно, дорогая, все, что угодно! Но сначала, я тебя соединю с отделом исполненных желаний: постарайся понять, какие ошибки ты допускала в прошлом!
… Металлический голос в трубке: “Подождите, пожалуйста, Вас соединяют с оператором отдела исполненных желаний” … Жду…
- Приветствую Вас! Что бы Вы хотели узнать?
- Здравствуйте! Меня к вам перенаправил Господь и сказал, что прежде чем загадывать новые желания, хорошо бы прослушать прежние.
- Понятно, минуточку… А, вот! Все желания души. Вы слушаете?
- Да, внимательно.
- Начинаем с последнего года:
1) Надоела эта работа! (исполнено: “работа надоела!”)
2) Муж не обращает внимания! (исполнено: “не обращает!”)
3) Ой, мне бы немного денег! (исполнено: денег – немного)
4) Подруги –дуры! (исполнено: они – дуры)
5) Мне бы хоть какую-нибудь квартирку! (исполнено: на 10 этаже под самой крышей, крыша течет. Просила ведь “какую-нибудь”)

6) Мне бы хоть какую-нибудь маленькую машинку! (исполнено: получи “Запорожец” лохматого года)
7) Ой, ну хоть бы в отпуск, хоть куда-нибудь (исполнено: к свекрови на дачу, ей как раз рабочая сила нужна).

8) Ну что такое, никто цветов не подарит (исполнено: не подарит)
- Продолжать? Здесь примерно на год чтения!

- Нет, нет, всё поняла! Перенесите мой звонок на Творца!
- Господи, я всё поняла! А сейчас я хочу как следует подумать. Можно мне перезвонить попозже?
Смешок в трубке…
- Конечно, дорогая Душа моя… Когда угодно!

Общая продолжительность семинара с элементами тренинга 40 мин. 

Рекомендации для профилактики эмоционального выгорания

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

  • громко запеть
  • резко встать и пройтись
  • быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги
  • измалевать листок бумаги, измять и выбросить

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Естественные приемы регуляции организма:

  • смех, улыбка, юмор
  • размышления о хорошем, приятном
  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц
  • наблюдение за пейзажем за окном
  • рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей
  • мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее)
  • «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах
  • вдыхание свежего воздуха
  • чтение стихов
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так
  • посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой, спортом и т. д.
  • релаксация
  • сделать себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинать в ресторане)
  • разрешить себе побыть некоторое время в одиночестве
  • найти время с удовольствием заняться своим любимым делом.
  • позволить себе полдня провести за «ничегонеделанием»
  • каждый вечер вставать под душ и «смывать» события прошедшего дня, т. к. вода издавна является мощным универсальным проводником
  • фильмы, спектакли, юмористические передачи
  • баня-сауна
  • аромотерапия, массаж
  • парикмахерская, шопинг
  • отдых в санатории
  • покричать там, где никто не услышит
  • поплакать, если грустно
  • выбить пыль из ковра, устроить генеральную уборку или ремонт
  • порисовать
  • погулять, быстро пройтись
  • послушать спокойную музыку
  • пикник, путешествие (поездка в красивое место)
  • встретиться с подругой/другом и с чувством обсудить ситуацию.

И конечно же не забывайте про САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз

педагог-психолог, Виктория Бонецкая


Фотоматериалы

  • 11.11.2019г
  • 11.11.2019г
  • 11.11.2019г
  • 11.11.2019г
  • 11.11.2019г
  • 11.11.2019г
  • 11.11.2019г
  • 11.11.2019г
  • 11.11.2019г
  • 11.11.2019г
  • 11.11.2019г
  • 11.11.2019г
  • 11.11.2019г
  • 11.11.2019г
  • 11.11.2019г
  • 11.11.2019г

Разделы сайта