Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Памятка воспитателю дошкольного образования по организации и проведению занятия

 При организации и проведении занятия воспитателю дошкольного образования необходимо:

Знать, что:

• занятие чётко регламентировано по времени в соответствии с возрастом детей;

• занятие характеризуется наличием познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки;

• занятие имеет чётко выраженную структуру: начало, ход и окончание.

 Учитывать, что:

• в процессе обучения дети не изучают основы наук, а получают систематизированные представления об окружающем мире и овладевают специальными навыками (слушать воспитателя, отвечать на вопросы, задавать их, действовать по инструкции, в старшем дошкольном возрасте ставить или принимать учебно-познавательную задачу, планировать её достижение, оценивать свои результаты, сравнивать их с другими);

• при проведении занятия особенно важны такие факторы, как интерес к обучению, одобрение и доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат, интонационная выразительность речи воспитателя;

• преобладание возбуждения над торможением у детей дошкольного возраста указывает на необходимость построения кратких, чётких инструкций к заданиям, использования преобладающего числа простых предложений. Так как дети дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей торопятся приступить к выполнению задания (им не терпится поскорее начать действовать) и уже не слушают, что говорит воспитатель, нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его чётко и кратко, сообщая лишь самое основное. Какую-то часть указаний, дополнений можно сделать по ходу занятия;

• непроизвольность внимания, его неустойчивость, высокая эмоциональная восприимчивость воспитанников, небольшой объём памяти, быстрая утом­ляемость определяют специфику методов и средств обучения детей, продолжительность занятий.

 Примерные критерии оценки занятий по образовательным областям учебной программы дошкольного образования

№ п/п

Критерии

Показатели

Цель и задачи занятия

Единство обучающих, развивающих и воспитательных целей и задач.

Соответствие целей и задач образовательной области учебной программы дошкольного образования.

Доступность.

Диагностичность постановки целей и задач.

Реализация содержания образовательной области

Оптимальность объема содержания занятия для данной группы.

Доступность и научность.

Направленность содержания на формирование у воспитанников представлений, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру на основе содержания образовательной области.

Реализация комплексного подхода при освоении материала.

Дифференциация и индивидуализация содержания познавательной деятельности воспитанников.

Соответствие содержания занятия:

  программным требованиям;

  теме;

  цели, поставленным задачам;

  типу занятия;

  возрастным и индивидуальным возможностям, способностям и потребностям воспитанников.

Качество и целесообразность использования наглядности, дидактического раздаточного материала, электронных образовательных ресурсов, средств ТСО.

Владение методами и приёмами организации образовательного процесса

Соответствие методов и приёмов:

  концептуальным положениям дошкольной педагогики и возрастной психологии;

  содержанию занятия;

  возрастным особенностям детей.

Эффективность и целесообразность выбранных методов и приёмов:

  приёмов активизации самостоятельного мышления и деятельности детей, приёмов подачи нового с опорой на имеющиеся представления и опыт;

  приёмов, направленных на формирование предпосылок учебной деятельности (старший дошкольный возраста);

  наличие проблемных ситуаций, вопросов проблемного, поискового характера.

Реализация личностно ориентированного, здоровьесберегающего подходов.

Владение воспитателем приёмами и средствами мотивации, организации и стимулирования деятельности.

Оптимальность смены видов деятельности.

Соблюдение воспитателем хронологии занятия и основных его этапов.

Организация деятельности воспитанников

Обеспечение педагогической поддержки воспитанников, создание ситуации успеха для каждого.

Эффективность применения индивидуальных, групповых и коллективных форм организации познавательной деятельности.

Вовлечение воспитанников в образовательный процесс, их активность, заинтересованность.

Организованность, эффективность взаимодействия детей со сверстниками.

Результативность

Оценка воспитателем индивидуальной, групповой и коллективной деятельности воспитанников.

Оценка результатов деятельности детей на разных этапах занятия и качество оценки.

Использование самооценки (старшая группа)

Степень достижения поставленных целей и задач.

Организация обратной связи на занятии.

Побуждение воспитанников к рефлексии собственной деятельности.

Профессиональные и личностные качества педагогов

Соблюдение нормативных требований к организации образовательного процесса.

Стиль общения, техника речи, коммуникативные качества педагога.

Умение управлять собственным эмоциональным состоянием.

Умение взаимодействовать в образовательном процессе (организаторские умения).

Владение детским коллективом (эмпатия, умение адаптироваться в незнакомой ситуации, умение видеть всех и каждого).

Импровизация и управление образовательным процессом по ситуации.

Умение творчески использовать план-конспект занятия, вносить необходимые изменения с учетом реальной ситуации.

 Схема анализа и самоанализа современного занятия в учреждении дошкольного образования

1Анализ целей и задач занятия:

- триединство обучающей, развивающей и воспитательной задач, их оценка с точки зрения обоснованности, актуальности;

- достижение цели, реализация задач по ситуации, их эффективность по результатам познания и развития.

 Анализ структуры и организации занятия:

- обоснование выбора вида, типа, формы занятия;

- целесообразность данного занятия в системе занятий, взаимосвязь с другими занятиями; блочно-тематический подход;

- структурированность занятия: логическая последовательность и взаимосвязь компонентов, этапов, частей занятия, их интеграция, вариативность и сочетание форм организации деятельности воспитанников;

- целесообразность распределения времени занятия между его структурными компонентами, их динамичность;

- рациональность выбора форм и способов познания с учетом индивидуально ориентированного подхода;

- чередование разных типов деятельности, логическая цепочка перехода от одних действий к другим;

- рациональная организация труда, его влияние на эмоциональное состояние педагога и детей;

- использование оборудования в целях познавательного развития каждого ребенка, его группировка и вариативность с учетом предпочтений детей.

 3.Анализ содержания занятия:

- отбор содержания в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования;

- полнота, доступность, доходчивость познаваемого материала;

- реализация развивающих возможностей занятия (самостоятельность, критичность мышления; способы познания, формирование познавательных процессов);

- актуализация опорных представлений, умений и навыков;

- подведение детей к восприятию нового материала, степень заинтересованности; парциальная подача учебного материала, формирование новых понятий;

- наличие и творческое решение проблемы, поисковой ситуации, проявление способности к целеполаганию и прогнозированию;

- организация самостоятельной деятельности воспитанников (наличие разноуровневых, вариативных заданий, степень сложности, свобода их выбора; ориентация на самоорганизацию, индивидуальные и возрастные возможности, предпочтения, алгоритм исследования, партнерство, инструктаж, помощь педагога);

- сочетание индивидуальной, подгрупповой, коллективной, диалогической форм организации обучения (познания), их целесообразность.

 4.Анализ методики проведения занятий:

- определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов, технологий, средств познания, соответствия содержания учебного материала поставленным целям и задачам занятия, их результативность;

- эффективность используемых наглядных пособий, дидактического материала, технических средств обучения;

- оценка методической вооруженности и педагогической техники специалиста (соблюдение норм и правил педагогической этики и такта, создание морально-психологического климата).

 5.Анализ деятельности детей на занятии:

- работоспособность воспитанников на разных этапах занятия, удовлетворение потребности в двигательной активности, возможность выбора форм включения в учебную деятельность;

- динамика внимания, хода познания, интеллектуально-речевого развития; мотивация личной заинтересованности;

- уровень самостоятельности познавательной деятельности, инициативность, мотивация на результат обучения;

- умение применять полученные умения и навыки в различных ситуациях, самостоятельно приобретать новые на основе имеющихся; глубина, обоснованность представлений, их активизация;

- степень овладения практическими умениями и навыками (полнота и последовательность обследовательских действий, мыслительных операций, заключение их в логическую схему-модель);

- степень включенности в поисковые ситуации, потребность в постановке вопросов, поиске ответов;

- качество индивидуальной работы, результативность дифференцированного подхода (возможность реализации индивидуального стиля и способов познания, включенность различных анализаторов в акт познания);

- включенность детей в анализ и самоанализ, общая оценка работы всего коллектива воспитанников, коммуникативная компетентность, индивидуальность общения, признание достижений каждого ребенка, поощрение его успеха.

 6.Оценка санитарно-гигиенических условий занятия: способы оптимизации здоровья, экология здоровья, экологизация среды.

 7.Общая оценка достижения учебной и воспитательной целей и задач занятия:

- общая мотивированная оценка результатов занятия (оптимальность обучающих действий педагога, качество представлений, умений и навыков детей, тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности);

- аргументированная характеристика достоинств занятия.

 8.Элементы занятия, подлежащие обновлению, улучшению, усовершенствованию (диагностика причин недостатков, предложения по их устранению).

 9.Научная обоснованность выводов и оценок:

- опора на достижения психолого-педагогической науки; эффективный педагогический опыт;

- конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

 10.Общие выводы и предложения (рекомендации педагогу по самообразованию).

 11.Заключительное слово педагога (рефлексия, прогнозирование деятельности).

 12.Стиль беседы с педагогом:

- доброжелательность, уважительность и тактичность разговора с педагогом, опора на позитивное;

- учет индивидуальных особенностей специалиста (характер, тип нервной системы, стаж и степень профессионального мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция).

Рекомендации для руководителей физического воспитания при планировании задач образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования

 Содержание учебной программы дошкольного образования предполагает комплексный подход к осуществлению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в процессе физического развития дошкольников при реализации задач образовательной области «Физическая культура».

 Оздоровительные задачи:

- охрана жизни и укрепления здоровья;

- улучшение физического развития;

- функциональное совершенствование и повышение работоспособности организма ребенка;

- совершенствование и закаливание организма;

- гармоничное физическое развитие;

- повышение работоспособности;

- хорошее владение своим телом;

- формирование правильной осанки;

- профилактика нарушений осанки, плоскостопия;

- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

- улучшение обменных процессов в организме;

- закаливание организма;

- правильное и своевременное развитие костного аппарата, связок, суставов, обеспечивающих нормальное положение туловища и развитие всех органов и систем;

- развитие всех групп мышц (туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи, глаз, лица);

- укрепление мышц сердца, улучшение ритмичности его сокращений, развитие способности приспосабливаться к внезапно изменяющейся нагрузке;

- укрепление дыхательной мускулатуры, развитие подвижности грудной клетки, содействие углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких;

- защита, охрана кожи детей от повреждений и содействие правильному развитию её функций;

- совершенствование нервных процессов, развитие активного торможения, а также двигательного анализатора, органов чувств.

 Образовательные задачи:

- формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков;

- формирование физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы, гибкости);

- развитие двигательных способностей;

- формирование представлений о физической культуре человека;

- активизация мышления и развитие осознанности двигательных действий;

- расширение словаря, связанного с физической культурой;

- развитие психических процессов (внимание, воображение, память).

 Воспитательные задачи:

- воспитание положительного отношения к двигательной деятельности, интереса к её результатам;

- привитие навыков гигиены;

- воспитание дружеских взаимоотношений, коллективизма и товарищества, самостоятельности и организованности, выдержки и настойчивости в преодолении трудностей, интереса к спортивным упражнениям, целеустремленности и настойчивости, доброжелательности и взаимопомощи, организованности и коллективизма;

- воспитание волевых качеств и т.д.;

- воспитание у детей привычки к строгому соблюдению распорядка дня и потребности к ежедневным занятиям физическими упражнениями;

- воспитание любви к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям спортсменов;

- формирование положительных черт характера (организованность, дисциплинированность, самостоятельность, активность);

- формирование нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе);

- воспитание бережного отношения к спортивному инвентарю;

- формирование волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка и др.);

- формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, поз, осанки;

- формирование способности воспринимать красоту костюмов, физкультурного инвентаря, окружающей обстановки;

- воспитание стремления к эстетически оправданному поведению, непримиримости ко всему грубому в действиях, словах, поступках;

- воспитание трудолюбия.

 Типы занятий по образовательной области «Физическая культура»

 Занятия бывают:

- Учебно-тренировочное: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков (50% всех занятий).

- Сюжетное: построено на одном сюжете («Зоопарк», «Колобок»). Решаются задачи совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.

- Игровое: построено на основе подвижных игр с разным двигательным содержанием, игр-эстафет. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т. д.

- Комплексное: направлено на интеграцию различных видов деятельности. Решаются задачи психического, умственного, нравственного развития.

- Физкультурно-познавательное: занятие носит комплексный характер, решаются задачи эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка.

- Тематическое: посвящено, как правило, одному виду спортивных игр или упражнений. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр, закрепляются навыки в уже освоенных движениях.

 Если в основу классификации занятия положить образовательные задачи и рассматривать занятия с точки зрения сообщения нового и знакомого материала, то можно выделить следующие типы:

- смешанного типа: разучивание нового и закрепление освоенных движений;

- занятие целиком построено на закрепление двигательного навыка;

- занятие контрольного и учетного характера, где проверяются умения, уровень развития двигательных навыков и физических качеств.

Выбор типа занятия зависит от задач, которые ставит перед собой педагог.

 Структура и содержание занятий

Физические упражнения на занятии располагаются в определенном порядке, которые обеспечивают физическую и психологическую готовность ребенка к нарастанию сложности материала, приведение организма к готовности выполнять наиболее сложные упражнения.

Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяется 3 части, они тесно взаимосвязаны, но каждая из них решает определенные задачи:

- вводная часть;

- основная часть;

- заключительная.

 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Задача: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.

Для того чтобы вводная часть не была однообразной, в ней следует планировать:

- строевые упражнения;

- упражнения на внимание;

- разные виды ходьбы и бега;

- упражнения в равновесии;

- упражнения в ползании;

- прыжковые упражнения;

- упражнения на формирование правильной осанки;

- упражнения для профилактики плоскостопия;

- танцевальные упражнения.

Продолжительность вводной части в зависимости от возраста детей 2-6 мин.

 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Задача: формирование основных двигательных навыков и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма.

В основной части планируют:

- общеразвивающие упражнения;

- основные движения;

- подвижная игра.

 Требования к подбору общеразвивающих упражнений (ОРУ) к занятию:

1. ОРУ подбираются из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа;

2. проводятся с использованием пособий и атрибутов, без них.

 Способы раздачи пособий:

1. дети берут пособия по ходу движения в колонне;

2. ведущий в колонне раздает пособия;

3. воспитатель сам раздает пособия;

4. пособия заранее разложены по залу;

5. воспитатель «высыпает» пособия (мячи).

 

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

Способы организации детей на выполнение основных движений:

  1. фронтальный – одновременное выполнение детьми упражнений. Используется, начиная с младшей группы.

- обеспечивает высокую моторную плотность;

- руководитель физического воспитания держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ею;

- руководитель физического воспитания постоянно взаимодействует с детьми;

- дети приучаются к коллективному выполнению движений.

Недостатки- затрудняет индивидуальный подход;

- трудно контролировать качество выполнения движений.

2. групповой – группа делится на подгруппы и каждая подгруппа выполняет свое задание. Руководитель физического воспитания чаще всего находится там, где упражнение требует страховки.

Используется, начиная со 2 полугодия в средней группе.

Обеспечивает высокую моторную плотность, предоставляется возможность выполнять упражнения детям самостоятельно;

Недостатки - ограничен контроль за качеством выполнения движений, ограничена возможность в оказании помощи.

3. поточный – выполнение упражнений друг за другом.

Используется с младшей группы. Высокая моторная плотность.

Недостатки - затруднена страховка, трудно проследить за качеством выполнения упражнений каждым ребенком.

Разновидность поточного способа выполнения движений является круговой.

4. индивидуальный – каждый выполняет упражнение по очереди. Воспитателю необходимо вовлечь детей в активное наблюдение. Используется на первых этапах обучения при выполнении сложных движений, особенно тех, которые требуют страховки.

- руководитель физического воспитания контролирует выполнение упражнения каждым ребенка;

- удобно организовать страховку;

- следить за качеством выполнения упражнений.

Недостатки- низкая моторная плотность.

Выбор способа организации детей зависит от:

- сложности и характера упражнений;

- места проведения;

- оснащенности;

- возраста и подготовленности детей.

5. метод круговой тренировки: используется в работе с детьми старшего возраста. Дети делятся на несколько подгрупп для выполнения основных движений. По сигналу, дети переходят к новому оборудованию и выполняют основные движения по кругу. Воспитатель и руководитель физического воспитания страхуют детей в том месте, где выполняются сложные движения (лазанье, прыжки и др.)

Дети должны упражняться в основных движениях как можно больше, но не менее 5-6 раз.

 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА:

1. игра должна быть знакомой;

2. соответствовать возрастным особенностям детей;

3. большой подвижности;

4. времени года;

5. желательно двигательное содержание игры не повторяло основных движений, используемых на занятии.

Продолжительность основной части от 15 до 25 мин., где на ОРУ отводится от 3-7 мин; ОД – 8-12 мин;

 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Задача: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей.

Планируется:

- игра малой подвижности;

- дыхательные упражнения;

- упражнения на релаксацию;

- самомассаж;

- ходьба.

Продолжительность заключительной части – 2-4 мин.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств является необходимым, но не достаточным условием современного образовательного процесса в учреждении дошкольного образования. Технологизация педагогического процесса призвана помочь отбору методов, средств и форм реализации конкретной цели. Главные вопросы, на которые отвечает технология: как учить, воспитывать, развивать, как создать лучшие условия для познавательной деятельности?

Чем же технология отличается от методики?

Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная – одним словом изученная и опробованная на практике, она обретает уровень технологии.

Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека (в нашем случае педагогической), совокупность приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.

Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень. Любая технология имеет свою структуру.

Структуру образовательной технологии составляет:

  • концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • процессуальная часть – совокупность форм и методов деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению образовательным процессом (усвоением материала), диагностика.

Таким образом, если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Реализация образовательных технологий осуществляется на основе следующих принципов:

  • гуманизация – приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса учреждения дошкольного образования;
  • целостности образа мирареализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
  • учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка – соблюдение в организации образовательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;
  • комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе – свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;
  • педагогической поддержки – решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами; основной критерий реализации данного принципа – удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
  • профессионального сотрудничества и сотворчества – профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

В настоящее время взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) учреждения дошкольного образования осуществляется на основе современных образовательных технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, выполнение учебной программы дошкольного образования.

К числу основных современных образовательных технологий можно отнести:

  • физкультурно-оздоровительные;
  • проектной деятельности;
  • исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные;
  • личностно-ориентированные;
  • игровую;
  • ТРИЗ;
  • коррекционные и др.

В основе всех технологий заложена система мер по охране и укреплению здоровья детей, поэтому все технологии, используемые в образовательном процессе учреждения дошкольного образования являются здоровьесберегающими. Многие считают, что здоровьесберегающие технологии – это альтернатива педагогическим технологиям. Понятие «здоровьесберегающая» – это качественная характеристика любой образовательной технологии, когда в ходе получаемого ребенком образования не наносится ущерба их здоровью.

Все образовательные технологии, разработанные белорусскими авторами и используемые в образовательном процессе учреждения дошкольного образования, являются здоровьесберегающими.

Современные технологии дошкольного образования, рекомендуемые Министерством образования Республики Беларусь:

  • Глазырина Р.Д. «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»;
  • Шебеко Н.В. «Педагогическая технология развития творчества дошкольников к двигательной деятельности»;
  • Старжинская Н.С. «Технология процесса речевого и лингвистического развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»;
  • Петрикевич А.А. «Технология процесса воспитания гуманного отношения к природе»;
  • Стреха Е.А. «Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников»;
  • Дубинина Д.Н. «Теория процесса художественно-речевого развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»;
  • Горбатова Е.В. «Технология формирования графических умений у детей 5-7 лет»;
  • Ходонович Л.С. «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников»;
  • Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. «Теория формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора»;
  • Житко И.В. «Теория алгоритмизации процесса математического развития дошкольников».

А теперь об образовательных технологиях, используемых педагогами в работе с детьми, поподробнее.

  1. Физкультурно-оздоровительные технологии.

Направлены на решение следующих задач:

- физическое развитие детей: формирование физических качеств, двигательной активности детей;

- укрепление здоровья детей и увеличение резервов здоровья;

- формирование физической культуры дошкольников: овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

К используемым в практике учреждения дошкольного образования физкультурно-оздоровительным технологиям относятся технологии:

  • Глазыриной Р.Д. – «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»;
  • Базарного В.Ф. – «Теория сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения»;
  • Боковец Ю.В. – «Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста».

В работе с детьми физкультурно-оздоровительные технологии используются при проведении:

  • закаливания;
  • дыхательной гимнастики;
  • гимнастики для глаз;
  • пальчиковой гимнастики;
  • точечного массажа и самомассажа;
  • упражнений по профилактике плоскостопия и формирования правильной осанки;
  • физкультминуток;
  • релаксаций;
  • динамических пауз;
  • физкультурных занятий;
  • занятий на тренажёрах;
  • подвижных игр и элементов спортивных игр и др.

  1. Коррекционные технологии.

К рекомендованным коррекционным технологиям относятся технологии:

  • Баль Н.Н. по логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
  • Кисляковой Ю.Н. по развитию и коррекции речевых нарушений;
  • Щербы Н.В. по формированию произносительной стороны речи.

Существуют разные виды коррекционных технологий в работе с дошкольниками:

  • арттерапия
  • сказкотерапия
  • психогимнастика
  • музыкотерапия
  • артикуляционная гимнастика
  • су-джок терапия
  • технологии воздействия цветом
  • технологии коррекции поведения
  • тренинги
  • песочная терапия и др.

Реализуются данные виды технологий специалистами учреждения дошкольного образования (учителем-дефектологом, педагогом-психологом), отдельные технологии используются только при условии прохождения специальной курсовой подготовки.

  1. Технологии проектирования.

Основное направление – развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение в сферу межличностного взаимодействия.

Данные технологии реализуются в процессе:

  • работы в группах, парах;
  • бесед, дискуссий;
  • активного взаимодействия: экспериментирования, сравнения, наблюдения, исследования и т.д.

В отечественном дошкольном образовании данная группа технологий относительно новая и нетрадиционная. Но первые попытки в этом направлении уже предпринимаются.

Рекомендованной технологией проектирования в образовательном процессе с дошкольниками является технология

  • А.А. Петрикевич о современных подходах к решению проблем использования метода проектов в образовании и развития познавательной активности у дошкольников.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

  1. Технология исследовательской деятельности.

Основное направление – формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Известны исследовательские технологии:

  • Никашиной Г.А. – игровая модель познавательного развития ребёнка;
  • Савенкова И.А. – методика исследовательского обучения (Российская Федерация).

Технология или методика Савенкова И.А. направлена на развитие исследовательской активности дошкольников, формирование исследовательских способностей и исследовательского поведения.

На методику Савенкова И.А. ссылается Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова в пособии «Современные подходы к процессу образования старших дошкольников» и использует данную технологию при построении образовательного процесса по познавательному развитию дошкольников.

Технологии исследовательской деятельности реализуются с помощью:

  • эвристических бесед;
  • вопросов проблемного характера;
  • наблюдений;
  • моделирования;
  • опытов;
  • фиксации результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружения» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражания голосам и звукам природы;
  • использования художественного слова;
  • дидактических игр, игровых обучающих и творческих развивающих ситуаций;
  • трудовых поручений, действий.
  1. Информационно-коммуникационные технологии.

Это технологии использования специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Цель информационных технологий:

- расширение возможностей учреждения дошкольного образования наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка;

- развитие интеллектуальных, творческих способностей, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умения самостоятельно приобретать новые знания;

- заложение потенциал обогащенного развития личности ребенка.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает:

использование глобальной сети Интернет – это позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным;

использование развивающих компьютерных программ – это позволяет увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение; (но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста);

- использование мультимедийных презентаций – это позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

При подборе и использовании ИКТ важно соблюдать ряд требований к компьютерным программам. Развивающие программы должны:

  • носить исследовательский характер;
  • быть лёгкими для самостоятельных занятий детей;
  • иметь высокий технический уровень;
  • развивающими детские навыки и представления;
  • носить возрастное соответствие;
  • быть занимательными.

По своему назначению компьютерные программы классифицируются на:

  • развивающие воображение, мышление, память;
  • говорящие словари иностранных языков;
  • простейшие графические редакторы;
  • игры-путешествия;
  • обучающие чтению, математике;
  • мультимедийные презентации.

Перечень обучающих компьютерных программ, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ специального образования опубликован в ИМП «Об использовании ИКТ в образовательном процессе с детьми с ОПФР» от 25.05.2012года.

  1. Личностно-ориентированные технологии.

Задачи личностно-ориентированных технологий:

- гуманистическая направленность содержания деятельности учреждения дошкольного образования.

- обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов,

- индивидуальный подход к воспитанникам.

- приоритет личностных отношений.

Формы организации:

- игры, спортивные досуги, специально-организованная деятельность,

- упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность,

- гимнастика, массаж, тренинг, сюжетно-ролевые игры, этюды.

Образовательные технологии белорусских авторов причисляются к разряду личностно-ориентированных технологий.

  1. Игровые технологии.

Задачи:

- развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-педагог» для обеспечения душевного благополучия;

- преодоление трудностей в других видах жизнедеятельности;

- формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия;

- социализация ребёнка – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития;

- развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

Игровая технология строится как целостный образовательный процесс, объединённый общим содержанием, сюжетом, персонажем и содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда и разные группы и типы игр. Технологии белорусских авторов относятся к разряду игровых.

  1. Технология ТРИЗ.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Технология ТРИЗ – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.

Одна из самых важных задач образования на современном этапе – воспитание личности нового типа – творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

Основные задачи:

  • развитие управляемого творческого воображения;
  • формирование навыков творческого стиля мышления;
  • систематичности;
  • диалектичности (способности к движению, к саморазвитию);
  • не шаблонности;
  • смелости решения;
  • творческой интуиции;
  • развития речи.

В технологии имеют место как индивидуальные, так и коллективные приёмы. К коллективным относятся:

  • эвристическая игра,
  • мозговой штурм,
  • коллективный поиск.

Особенностью технологии является – системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ – всё это делает занятия увлекательными и разнообразными.

Элементы ТРИЗ технологии осуществляется в образовательном процессе в составе игровых, исследовательских технологий и технологий проектирования. Самостоятельное использование в работе с детьми технологии ТРИЗ требует курсовой подготовки.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

Разделы сайта