Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Для чего человеку детство, спросите Вы? Для того, чтобы играть! Особое значение детства заключается в том, что маленький ребёнок решает главную задачу своей жизни - он определяет своё место, свой путь среди людей. И именно для её выполнения нужна сюжетно-ролевая игра.  Как и 20 лет назад, так и сейчас, озвучиваются одни и те же причины снижения игровой активности детей. В чём же дело? Что мы, взрослые, делаем не так, если до сих пор не можем устранить их?
Наверное, всё происходит из-за того, что мы не примеряем на себя роль «маленького ребёнка», мы сами стремимся быстрее повзрослеть и перескакиваем эту замечательную ступень детства. Получается, что «не доигравшие взрослые», будь то родители или педагоги, недооценивая значимость игры, не могут помочь малышу прожить полноценно детство. Как хорошо было бы, чтобы мы, хотя бы попытались «сыграть» детей так, как они пробуют сыграть нас, взрослых!
Если мы хотим, чтобы сюжетно-ролевая игра занимала своё ведущее положение среди других видов детской деятельности, успешно интегрировалась с ними, то на наш взгляд, любая новая создаваемая игра должна превратиться в совместный долгосрочный игровой проект, в сотворчество воспитателей-детей-родителей. Тем самым каждый из них будет успешно овладевать игровой культурой. В противном случае, по-прежнему, большое место в учреждениях будут занимать «спящие игры». 
Что же может представлять собой игровой проект сюжетно-ролевой игры на современном этапе? При создании игры, на этапе обогащения детей представлениями об общественной жизни взрослых, профессиях и отношениях между людьми в рамках производственной сферы, воспитатель работает не только с воспитанниками, используя весь арсенал методических приёмов, но и с родителями, которые получают творческие задания: рассмотреть, рассказать, побеседовать, посетить, подготовить вместе с ребёнком доклад и т.д. Всё это происходит с применением информационно-коммуникационных технологий, которые уже прочно вошли в жизнь современной семьи. 
По тому же принципу ведёт работу воспитатель и на следующем этапе: предлагает родителям (законным представителям) вместе с ребёнком придумать свою сюжетную линию игры, поучаствовать в изготовлении атрибутов к игре, создании предметной среды. За счёт чего, опять-таки, расширяются представления детей о том, как и с чем играть, формируются игровые умения.

Здесь будут весьма кстати презентации, мастер-классы родителей для детей. То есть, изготовили атрибуты к игре – пришли в детский сад в свою группу и поиграли с детьми так, как придумали с ребёнком дома. Тогда, родители начнут не только понимать ценность игры для детей, но и воодушевляться непосредственным восхищением детей от совместной игры со взрослым.
Конечно же, в работе со взрослыми людьми не может быть полного охвата, но та часть родителей, которые смогли разбудить в себе детство и игру, принесут вашему детскому коллективу огромнейшую пользу.
Вот так, играя не спеша, не вталкивая в игру всё и сразу, интегрируя её с другими видами детской деятельности, мы придём к нашей конечной цели - полноценной самостоятельной творческой игре детей дошкольного возраста.
Возможно, мы ничего нового не открыли, всё это присутствует уже давно, но в это «давно» надо вдохнуть новую жизнь, наполнить его современными веяниями.

Светлана Викторовна Сёмина, заместитель заведующего по основной деятельности

 "ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" детей дошкольного возраста
в учебной программе дошкольного образования 2019 года

 старшая группа (5-7 лет)

Создать условия для свободной самостоятельной сюжетно-ролевой игры, обогащать содержание сюжетных игр детей на основе расширения жизненного опыта, знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (семья, детский сад, школа, труд взрослых и их профессии, события, праздники, путешествия и др.).
Развивать способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание (бытовые действия или трудовые процессы взрослых, события из сказок и мультфильмов, фантастические события); ролевое поведение: умения выполнять действия в соответствии с логикой разыгрываемой роли; подчиняться внутренним правилам, вытекающим из особенностей взятой на себя роли; передавать и изменять действия, отношения, характер и настроения персонажа в зависимости от роли (требовательный учитель, любящая мама, капризная дочка и др.);
гибкость ролевого поведения: умения придумать и реализовать роль в новой игровой ситуации для развития сюжета; изменять ролевое поведение в зависимости от действий и слов партнеров, проявлять инициативу в ролевом диалоге со сверстником и др.; умение передавать словесно воображаемые игровые события, места действий («Здесь море. Это корабль. Он плывет по океану») приемом условного проигрывания части сюжета – «как будто»;
умение построения игрового сюжета: комбинировать разные сюжеты в один; разделять общую сюжетную линию на ряд самостоятельных сюжетов; придумывать игры с продолжением и др.; способность самостоятельно создавать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации; умение в режиссерских играх создавать образы игровых персонажей, выполнять игровые действия и повествования от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера;
способность к использованию действий игрового замещения: наделение нужным игровым значением любых предметов и игрушек в смысловом поле игры; самостоятельное создание необходимых предметов и игровых атрибутов из подручных материалов; способность выстраивать ролевое взаимодействие со сверстниками; договариваться друг с другом (о сюжете игры, распределении ролей), формулировать свою точку зрения, уточнять мнение партнера, сравнивать и согласовывать общие идеи; конструктивно решать конфликтные ситуации в игре (уступить, использовать жребий, считалку и др.), создавать необходимую игровую среду.

средняя группа (4-5 лет)

Содействовать: освоению ролевого поведения: называть свою роль до начала игры, менять свою роль для развития сюжета игры, обозначать словом новую роль во время игры, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, проявлять инициативность в ролевом диалоге, выбирать предпочитаемые игровые роли; переносу игрового опыта в совместные игры со сверстниками.
Развивать умение отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание социальной действительности: бытовые действия и трудовые процессы взрослых; события из сказок и мультфильмов; способность к построению игрового сюжета: самостоятельно выдвигать игровые замыслы, проявлять инициативу в придумывании игровых событий или в создании выразительных игровых персонажей.
Обогащать: самостоятельные игровые действия: использование разнообразных предметов-заместителей,    воображаемых предметов, действий-движений без использования предметов, действий речевого замещения (Как будто мы уже...); самостоятельный игровой опыт.
Приобщать к режиссерским играм (разыгрывание несложных сюжетов с использованием игрушек или предметов-заместителей).
Поощрять самостоятельное создание игровой обстановки с использованием игрушек, реальных предметов и их заместителей, действий в реальной и воображаемой игровой ситуации.
Воспитывать доброжелательные отношения между партнерами по игре, интерес к общему замыслу и согласованию действий.

 2 младшая группа (3-4 года)

Формировать представления: о способах ролевого поведения: называть свою роль и обращаться к сверстнику по имени (от имени) игрового персонажа, вступать и поддерживать ролевой диалог со сверстником и воспитателем, менять интонацию голоса в зависимости от роли; способах создания обстановки для игры: выбирать необходимые игрушки и предметы, замещать недостающие предметы другими, использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины), простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода), разнообразно действовать с ним (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки).
Формировать (развивать) умения: действовать в игре (выполнять роль) за себя и за игрушку; наделять игровым значением любой предмет (заместитель) в смысловом поле игры; выстраивать игровой сюжет, создавать воображаемые ситуации и проявлять творческую активность внутри игровых ситуаций; выстраивать игровые действия в цепочки (сначала... – потом...).
Воспитывать желание к игровой коммуникации с партнером (ролевые реплики, кратковременные взаимодействия, доброжелательность в игровом общении, умение договариваться о совместных действиях и др.), участвовать в сюжетно-ролевых играх (детский сад, поликлиника, магазин, парикмахерская и др.).

1 младшая группа (2-3 года)

Формировать умения: отделять действия от предмета и переносить его на другой объект; осваивать условные действия с игрушками и предметами-заместителями (кубики-кирпичи, кубик-телефон, погремушка-микрофон, лист растения – тарелка); использовать одни и те же предметы для выполнения разных действий (кукла ест, плачет, спит; машинка ездит по дороге, перевозит игрушки; мяч можно бросать и катать; из кубиков можно строить, их можно перевозить; на стул можно сесть и можно посадить игрушку); конструировать в сюжетной игре простые постройки (дом, башня, ворота, скамейка) и действовать с игрушками (мишка гуляет; кукла кушает, спит, отдыхает; машины едут по дороге, въезжают в ворота); осуществлять игровые действия в соответствии с сюжетом игры (кормить куклу, строить гараж, бросать мяч); выполнять игровые действия с предметами-заместителями с использованием речи и имитации действий: говорить по телефону, кормить кашей, водить автомобиль, строить дом.
Воспитывать желание играть вместе с окружающими в разнообразные игры.

Фотоматериалы

  • Игра "Поликлиника", 2 мл.гр.А
  • Игра "Поликлиника", 2 мл.гр.А
  • Игра "Поликлиника", 2 мл.гр.А
  • Игра "Поликлиника", 2 мл.гр.А
  • Игра "Поликлиника", 2 мл.гр.А
  • игра "Зоопарк", 2 мл.гр.А
  • игра "Зоопарк", 2 мл.гр.А
  • игра "Зоопарк", 2 мл.гр.А
  • Игра "Магазин", 2 мл.гр.А
  • Игра "Магазин", 2 мл.гр.А
  • Игра "Магазин", 2 мл.гр.А
  • Игра "Магазин", 2 мл.гр.А
  • Игра "Аптека", ст.гр.Б
  • Игра "Аптека", ст.гр.Б
  • Игра "Рыбалка", ст.гр.Б
  • Игра "Рыбалка", ст.гр.Б
  • Игра "Ателье мод "Золушка", ст.гр.Б
  • Игра "Ателье мод "Золушка", ст.гр.Б
  • Игра "Ателье мод "Золушка", ст.гр.Б
  • Игра "Ателье мод "Золушка", ст.гр.Б
  • Игра "Семья", 2 мл.гр.А
  • Игра "Семья", 2 мл.гр.А
  • Игра "Семья", 2 мл.гр.А
  • Игра "Семья", 2 мл.гр.А
  • Игра "Семья", 2 мл.гр.А
  • Игра "Семья", 2 мл.гр.А
  • Игра "Семья", 2 мл.гр.А
  • Игра "Семья", 2 мл.гр.А
  • Игра "Семья", 2 мл.гр.А
  • Игра "Семья", 2 мл.гр.А
  • Игра "Магазин", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Магазин", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Магазин", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Магазин", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Магазин", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Магазин", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Магазин", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Магазин", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Поездка в автобусе", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Поездка в автобусе", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Семья", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Семья", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Семья", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Семья", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Поликлиника", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Поликлиника", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Поликлиника", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Поликлиника", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Поликлиника", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Парикмахерская", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Парикмахерская", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Парикмахерская", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Парикмахерская", 2 мл.гр.Б
  • Игра "Парикмахерская", 2 мл.гр.Б

Разделы сайта