Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Приучать детей к труду, безусловно, лучше всего на личном примере. Выполняя вместе с ребёнком посильную работу по дому, вы тем самым формируете у него навыки выполнения тысячи разных бытовых задач. 

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.  В. Ливмиц

Воспитание культуры быта и досуга, 
трудовое воспитание детей дошкольного возраста 

Составляющими воспитания культуры быта и досуга детей дошкольного возраста являются:

  • формирование у детей первичных представлений о личной и общественной значимости хозяйственно-бытового труда;
  • формирование умений выполнять правила личной гигиены, содержать свою комнату, вещи, игрушки в порядке;
  • формирование умений совместно со взрослыми готовить несложные блюда, сервировать стол;
  • формирование умений участвовать в уборке участка в соответствии с сезоном;
  • формирование умений в уходе за растениями и животными и др. 

Составляющими трудового воспитаниядетей дошкольного возраста являются:

  • освоение основных бытовых умений и навыков, проявление активности в быту, самообслуживании,
  • проявление активности в уходе за растениями и животными, заботе о близких и др.

ОСНОВАНИЕ: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования» 

Что же педагоги и родители (законные представители), сообща, должны сделать в этом направлении? 

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 года)

Самообслуживание. Формировать умения:

  • одеваться и раздеваться (снимать и надевать одежду в определенной последовательности, расстегивать и застегивать пуговицы на одежде спереди, выворачивать одежду на лицевую сторону, складывать ее на место);
  • называть предметы одежды (колготки, майка и др.), их назначение;
  • соблюдать последовательность и способы их надевания и раздевания;
  • застегивать и зашнуровывать обувь, снимать и ставить ее на место;
  • замечать непорядок во внешнем виде, обращаться за помощью ко взрослым для его устранения;
  • сравнивать опрятность внешнего вида, своего и других детей.

Хозяйственно-бытовой труд. Формировать умения:

  • выполнять простые трудовые действия с быстро достижимым результатом (ставить стульчики к столам, раскладывать карандаши, кисточки, бумагу и другие материалы для занятий);
  • помогать взрослому накрывать стол к приему пищи и убирать его после еды (ставить на столы хлебницы и салфетницы, раскладывать ложки, убирать их на раздаточный стол);
  • поддерживать порядок в групповой комнате (не сорить, ставить и класть на место предметы быта, книжки, убирать игрушки и строительный материал после игр на место);
  • оказывать посильную помощь взрослым в поддержании чистоты на участке (собирать опавшие листья, веточки, мелкие камешки; расчищать дорожки от снега).

Труд в природе. Формировать умение совместно со взрослым ухаживать за растениями и животными. 

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)

Самообслуживание. Формировать (развивать) умения:

  • замечать непорядок в одежде и устранять его;
  • одеваться и раздеваться в определенной последовательности (расстегивать и застегивать пуговицы спереди, выворачивать одежду на лицевую сторону, складывать ее на место);
  • обувать и снимать обувь (застегивать, зашнуровывать, расстегивать, расшнуровывать, снимать и ставить обувь на место).

Хозяйственно-бытовой труд. Формировать (развивать) умения:

  • самостоятельно выполнять элементарные трудовые поручения (готовить материалы к занятиям – разложить кисти, доски для лепки, бумагу, карандаши; убирать рабочее место после работы с разными материалами, ставить и класть на место предметы быта, убирать после игры игрушки, строительный материал);
  • соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада (собирать листья, камешки, мусор, расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек);
  • выполнять трудовые действия, необходимые при дежурстве по столовой (накрывать стол к обеду, раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки, убирать после еды).

Воспитывать желание принимать участие в украшении групповой комнаты к празднику.

Труд в природе. Формировать (развивать) умения:

  • выполнять элементарные трудовые поручения в уголке природы (вытирать пыль с крупных кожистых листьев комнатных растений, кормить рыбок, птиц, поливать комнатные растения);
  • выполнять трудовые действия на огороде (поливать растения на грядках, сажать лук, собирать овощи).

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 года)

Самообслуживание. Формировать (развивать) умения:

  • самостоятельно одеваться, раздеваться в определенной последовательности (расстегивать и застегивать пуговицы, молнии на одежде спереди, выворачивать одежду на лицевую сторону, аккуратно складывать и вешать на стульчик, в шкафчик);
  • самостоятельно застегивать и расстегивать, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, снимать ее, очищать, ставить на место; приводить одежду в порядок (чистить, просушивать);
  • сравнивать свой внешний вид и вид других сверстников (опрятный, неопрятный).

Воспитывать желание и готовность оказывать помощь сверстнику при выполнении действий самообслуживания.

Хозяйственно-бытовой труд. Формировать (развивать) умения:

  • совместно со взрослым поддерживать порядок в групповой комнате и на участке (убирать игрушки, вытирать пыль, протирать игрушечную мебель, столы, стулья, подоконники; убирать мусор, подметать листья, расчищать дорожки от снега, подметать веранду, перекапывать песок в песочнице; периодически мыть выносные игрушки);
  • выполнять обязанности дежурного по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, салфетницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи); по подготовке к занятиям: раскладывать принадлежности для изобразительной деятельности, после занятий убирать все на место;
  • оказывать помощь взрослому в украшении групповой комнаты к праздникам.

Труд в природе. Формировать(развивать) умения:

  • совместно со взрослым осуществлять уход за растениями и животными уголка природы: поливать растения, определять необходимость полива по состоянию почвы, опрыскивать, протирать листья, рыхлить почву; кормить и поить животных, класть готовый корм в кормушки, мыть поилки, поддоны, чистить клетки, кормушки, подкармливать зимующих птиц; совместно со взрослым заменять воду в аквариуме, приводить в порядок инвентарь, который использовался в процессе труда в природе (очищать, просушивать, убирать на место);
  • совместно со взрослым выращивать растения на огороде и в цветнике: сеять семена крупной и средней величины (бобы, фасоль, настурцию, тыкву, горох, редис, свеклу); сажать луковицы репчатого лука, тюльпанов, нарциссов; самостоятельно поливать, рыхлить почву между рядами растений, пользуясь ручным рыхлителем; собирать урожай.

 СТАРШАЯ ГРУППА (5-7 лет)

Самообслуживание. Развивать умения:

  • самостоятельно, быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, складывать одежду в шкаф (перед сном – на стульчик);
  • под руководством взрослого своевременно сушить влажные вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место);
  • замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, бережно относиться к личным вещам.

Формировать готовность помогать друг другу в выполнении действий по самообслуживанию.

Хозяйственно-бытовой труд. Развивать умения:

  • под руководством взрослого поддерживать порядок в группе (вытирать пыль, протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки, строительный материал, убирать на место книжки, игрушки), застилать постель после сна;
  • добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой (сервировать стол, убирать посуду после еды), обязанности дежурных по подготовке к занятиям (раскладывать подготовленные взрослым материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы).

Труд в природе. Формировать (развивать) умения:

  • выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными уголка природы (самостоятельно кормить животных, систематически менять воду и убирать остатки корма, готовить корм для животных, совместно со взрослым заготавливать корм для животных на зиму);
  • самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного в уголке природы (поливать и опрыскивать комнатные растения, рыхлить почву, кормить животных);
  • совместно со взрослым ухаживать за растениями уголка природы и участка (перекапывать почву в огороде и цветнике, сеять семена разными способами, выращивать и высаживать рассаду, пересаживать комнатные растения, пропалывать растения огорода и цветника, используя специальные инструменты, принимать участие в сборе урожая овощей, фруктов, семян овощных и цветочных растений); совместно со взрослым убирать овощи на огороде, пересаживать цветущие растения из грунта в уголок природы; зимой сгребать снег к стволам деревьев и кустарникам, вместе со взрослыми выращивать зеленый корм для животных (обитателей уголка природы); весной сеять семена овощей, цветов, высаживать рассаду; летом рыхлить почву, поливать грядки и клумбы.

Ручной труд. Формировать (развивать) умения:

  • использовать в самостоятельной деятельности приобретенные на занятиях навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном;
  • с помощью взрослого изготавливать игрушки из природного материала (шишки, ветки, ягоды), бросового (катушки, пустые коробки) и других подручных материалов (проволока, поролон, пенопласт) для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечная мебель);
  • сувениры для родителей, сотрудников учреждений дошкольного образования, малышей;
  • украшения для оформления помещений к праздникам;
  • участвовать в ремонте книг, настольно-печатных игр и других пособий;
  • под руководством взрослого соблюдать культуру ручного труда на всех этапах трудового процесса – от целеполагания до получения результата и уборки рабочего места (экономно и рационально расходовать материалы, бережно обращаться с инструментами, поддерживать порядок на рабочем месте). 

ОСНОВАНИЕ: учебная программа дошкольного образования 2019 года.

Фотоматериалы

  • 2 младшая группа "Б"
  • 2 младшая группа "Б"
  • 2 младшая группа "Б"
  • 2 младшая группа "Б"
  • 2 младшая группа "Б"
  • 2 младшая группа "Б"
  • 2 младшая группа "Б"
  • старшая группа
  • старшая группа
  • старшая группа
  • старшая группа
  • старшая группа
  • старшая группа
  • старшая группа
  • старшая группа
  • старшая группа
  • средняя группа "Б"
  • средняя группа "Б"
  • 1 младшая группа
  • 1 младшая группа
  • старшая группа
  • старшая группа
  • старшая группа
  • старшая группа
  • старшая группа
  • старшая группа
  • старшая группа
  • старшая группа
  • средняя группа "Б"
  • средняя группа "Б"
  • 2 младшая группа "А"
  • 2 младшая группа "А"
  • 2 младшая группа "А"

Разделы сайта