По страницам семейного альбома профсоюзного лидера 60-нач.90-х гг
Антонина Николаевна Сулавко родилась в д. Перки Кобринского района. Первые педагогические шаги связаны с работой в Демидовщинской, Городецкой и Березовской школах. Закончила Брестский педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения». Десять лет работала учителем начальных классов в СШ №3 и свыше 20 лет – в СШ №7, сначала учителем начальных классов, а с 1987 года заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В 1984 году по результатам аттестации присвоено звание «Старший учитель». В 1977 году за достигнутые успехи в образовании и воспитании учащихся награждена Почетной грамотой Министерства просвещения Белорусской ССР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений БССР.
Интересной страницей в педагогической жизни Антонины Николаевны Сулавко является профсоюзная деятельность. Знакомясь с семейным архивом и рассматривая семейный фотоальбом активиста профсоюзного движения 60-нач.90х гг, можно увидеть много фотографий с историей – настоящих фотодокументов. Эти материалы, дополненные комментариями, уточнениями позволяют наглядно представить атмосферу того времени, узнать, чем занимались профсоюзы, какими проблемами жили люди, посвятившие себя профсоюзной работе, как нужно было работать и какими качествами обладать, чтобы быть настоящим лидером, и вести трудовой коллектив за собой, реализуя поставленные задачи и выполняя свои функции на общественных началах.
Антонина Николаевна Сулавко – учительница начальных классов и одновременно председатель профкома школьной организации профсоюза, который она возглавляла свыше 20-и лет».
Сейчас это уже не молодая, но симпатичная женщина с аккуратной прической, с морщинками около немного уставших, но ясных и чистых глаз, с натруженными на доставшемся по наследству хуторе руками. В ее гостеприимном доме уютно и тепло, пахнет свежезаваренным травяным чаем и вкусной домашней выпечкой.
Одна из самих старых фотографий.
«Смотри, - говорит Антонина Николаевна, - это интереснейшая фотография, которую я называю «Книгоноши». Фотоснимок сделан в 1959 году. С этого года начинается мой педагогический стаж, так как после окончания школы я стала работать старшей пионервожатой в школе в деревне Демидовщина.
Тогда же стала членом профсоюза работников просвещения, как впрочем, и все учителя в то время.
В школе была небольшая библиотека, и профком поручил мне организовать просветительскую работу среди местных колхозников. Я со своими пионерами подбирала в библиотеке книги, мы подклеивали их и разносили по дворам. Ходили даже на далекие хутора, предлагали почитать. Потом приносили новые книги и уносили прочитанные. В специальную тетрадь ребята записывали заявки на определенную литературу. Среди детей пользовались спросом книги Жюля Верна, Майна Рида, Марка Твена, а также книга «Никогда не забудем» (воспоминания детей о трагических днях фашистской оккупации). Взрослые читали Шолохова, Лынькова и других авторов. Книгоношей люди ждали. Организация работы книгоношей было моим первым конкретным участием в работе профсоюзной организации,
первым поручением от профкома. Я ответственно относилась к своей работе старшей пионерской вожатой, поручениям и,по-видимому, это заметили коллеги. По совету и при содействии председателя профкома в 1961 году я была направлена на учебу в Брест, где на базе средней школы №9 был открыт педкласс.
Первый выпуск педкласса. Г.Брест. Фото 1962 года.
В стране не хватало учителей, поэтому годичное обучение в педклассе давало право работы учителем начальной школы. С теплотой вспоминаю преподавателей, одноклассников. Часть стипендии (учащиеся получали на то время 17 рублей) шла на оплату съемной квартиры (5 рублей в месяц), питание, необходимые покупки и, конечно, кино. Одновременно сдавала экзамены в школе и в институт на заочное отделение, а с сентября пошла работать в Березовскую восьмилетку, сначала учителем, а потом заместителем директора.»
В семейном архиве несменного на протяжении многих лет председателя профкома много наград – Почётных грамот не только районного и областного, но и республиканского значения за достигнутые успехи в обучении и воспитании учащихся, за активное участие в жизни профсоюзной организации, в общественно-политической жизни, в лекционной пропаганде, в улучшении материально-технической базы школы.
Бережно перекладывая их, профсоюзный лидер говорила о том непростом времени с точки зрения экономического развития страны, когда проводились реформы, преобразования с целью стимулирования производства. Планы партии и правительства должны были быть разъяснены в трудовых коллективах, и это было важнейшей задачей партийных и профсоюзных организаций. Привлекались к этой работе учителя, профсоюзные активисты. Они вели огромную лекторскую работу, готовили и проводили профсоюзные собрания, собрания трудовых коллективов, писали доклады, лекции, с которыми выступали не только в школе, но и в трудовых коллективах города и района - разъясняли суть политики партии не только в области образования, но и в вопросах экономики, международных отношений и так далее.
В трудовой книжке Антонины Николаевны есть интересная запись от 21.01.1977 года: «Объявляется благодарность за добросовестную подготовку и высокий уровень докладов». Профсоюзный лидер говорит: «Я подсчитала, что за один 1976 год я подготовила 15 докладов и выступила с ними. Они были разной тематики, но все содержали анализ работы школьной и районной профсоюзной организации по разным направлениям. Конечно, самая главная задача, стоявшая перед членами трудового коллектива – это организация учебно-воспитательного процесса, а задача профкома – работа с кадрами, учителями. Именно в те годы зародились конкурсы профмастерства. В альбоме председателя профкома есть фотография молодой учительницы, члена профсоюза Валентины Алексеевны Шемчук – победителя районного
конкурса «Учитель года - 1991».
«Это был фактически первый по-настоящему подготовленный конкурс педагогического мастерства, - рассказывает Антонина Николаевна. Каждый учитель – это свое лицо, свое «Я».
Он неподражаем как в способах, средствах обучения и воспитания детворы, так и с точки зрения психологии, культуры, духовности, общего развития. Я придерживалась точки зрения, что настоящий Учитель, во-первых, должен любить детей, ему должна быть присуща органическая потребность в детском коллективе, детском окружении. Учитель должен отказаться от авторитаризма в отношении детей (они не «оловянные солдатики» на уроке, тишайшие и слепо выполняющие волю учителя). Учителя должны связывать с детьми доверительные, доброжелательные отношения.
Учитель должен быть постоянно интересным, постоянно растущим, чтобы дети тянулись к нему; во-вторых, учитель должен быть компетентным, высоко эрудированным, в-третьих – быть на «ты» в вопросах психологии, методики урока, быть прежде всего воспитателем. Он должен передавать не просто знания, а культуру человеческих взаимоотношений (умение сопереживать); в-четвертых, быть высококультурным человеком, знать литературу, искусство, разбираться в других вопросах. Посетив по долгу службы множество самых разных уроков, воспитательных мероприятий, классных часов, хорошо изучив работу педколлектива, я пришла к выводу, что эти качества присущи учителю начальных классов Валентине АлексеевнеШемчук и что именно она должна участвовать в конкурсе «Учитель года» и рекомендовала ее. Коллектив поддержал мое предложение. Наша учительница оказалась лучшей в районе и вошла в десятку лучших педагогов области по итогам областного конкурса «Учитель года». Интересно, что в качестве награды она получила от райкома профсоюза щедрый по тем временам подарок – телевизор, а от обкома профсоюза – радиоприёмник ВЭФ, который и сейчас в рабочем состоянии.
А вот история еще одной интересной фотографии.
Семинар РК профсоюза по передаче эстафеты в одной из сельских школ. 70-е-80-е гг.
«Брестский областной совет профсоюзов ставил задачи, чтобы профсоюзы, как самая массовая организация, приняли участие в организации социалистического соревнования, цель которого – повышение эффективности производства. Наш профком участвовал в организации соревнования. Коллектив принимал социалистические обязательства, которые включали в себя самые разные направления в работе школы: укрепление материально-технической базы, повышение качества учебно-воспитательного процесса, организации питания школьников, спортивно-массовая работа, участие в смотрах художественной самодеятельности и так далее. Надо сказать, что шло очень серьезное соперничество между школами за звание победителя соцсоревнования и обладание переходящим Красным знаменем. При подведении итогов на заседании РК профсоюзов, подсчитывались баллы и шла борьба за каждое очко. Именно в эти 70-е-80-е гг. в рекреациях нашей школы были открыты Ленинский зал, Зал религии и атеизма с этнографическим уголком, которые посетили тысячи человек, оформлен актовый зал, создан школьный кинотеатр, а школьная столовая переоборудована под кафе. Из-за переполненности спортивного зала, был построен легкоатлетический манеж с тиром для стрельбы и так далее. И все это фактически было сделано руками членов трудового коллектива, которые рыли котлованы, делали кладку, художественно оформляли залы, готовили с ребятами экскурсии, принимали гостей. Неудивительно, что переходящее знамя победителя соцсоревнования лишь ненадолго покидало учительскую школы.
По инициативе РК профсоюзов в районе проводились эстафеты, целью которых была передача опыта работы профсоюзного коллектива. Для выездных семинаров при передаче эстафеты писались доклады, оформлялись альбомы. Так вот эта фотография сделана на одном из таких семинаров, где председатели профкомов школ района делятся опытом работы. Заседание проходит в учительской одной из школ района, где на стене размещен стенд с социалистическими обязательствами».
Профсоюзный лидер показала мне Почетную грамоту, которая ей особенно дорога. Она получила ее за личные высокие спортивные результаты. Держа в руках награду, рассуждала о роли лидера в коллективе, говорила о том, что как в оркестре слаженная игра зависит от дирижера, так и в коллективе личный пример руководителя играет очень важную роль. «Я участвовала в каждом конкретном деле, на которое организовывала коллектив», -- говорит Антонина Николаевна.
Награда за II место в городских
соревнованиях среди
руководящих работников
предприятий, учреждений и
Во время поездки в Польшу по Участие в празднике ко Дню
обмену опытом. Бело-Подляска. Фото Советской армии. Фото 1965
Участие в художественной День защитника Отечества
самодеятельности. А.Н. Сулавко А.Н.Сулавко первая справа
вторая слева. Фото 70-х гг. Фото нач.90-х гг
В ходе беседы возник закономерный вопрос: почему в то время 100% состава педколлектива школы были членами профсоюза? «Человек вступал в профсоюз не для того, чтобы платить взносы и участвовать в соцсоревнованиях, -- рассуждает бывший профсоюзный лидер, -- а надеялся на защиту своих интересов, поддержку в случае необходимости. Членство в профсоюзе обеспечивало 100%-ую оплату больничных листов, в ведении профсоюзов находились многие санатории, профсоюзы распоряжались путевками на санаторно-курортное лечение. Поехать на отдых за границу (Болгария, Чехословакия, Югославия, Румыния) можно было только через профсоюз. Молодой специалист мог рассчитывать на поддержку в решении жилищного вопроса, а также на материальную поддержку в случае острой необходимости. Профком организовывал поздравления с праздниками, выделял деньги на небольшие подарки каждому члену профсоюза, организовывал поздравления юбиляров, организовывал «Огоньки» и так далее.
Поздравления женщин на праздник Профсоюзный лидер среди своих
8 Марта. Фот 70-х гг. коллег. Фото 80-х гг.
Без подписи председателя профкома или согласования с профкомом никто из руководителей не имел права выплачивать денежную помощь, распределять премии, места в дошкольные учреждения, жилой фонд. В соответствии с КЗоТ (1972 год), профсоюзы контролировали соблюдение администрацией законодательства о труде и, в случае конфликтных ситуаций, члену профсоюза можно было обратиться в профком. В моей практике были случаи урегулирования конфликтов между учителями и родителями, и профкому удавалось отстоять своих учителей. Приходилось разрешать конфликтные ситуации между учителями-коллегами, между администрацией и учителем. Особого такта требовали решения по заявлениям в профком, которые связаны были с семейными взаимоотношениями членов профсоюза, нравственным обликом коллег. Мы всегда исходили из принципа «Не навреди!»»
Время 60-80х гг. сейчас называют «звездным часом» профсоюзов. Профсоюзы и их лидеры должны были решать множество задач, на них возлагалась очень большая ответственность, причем вопросы производственного характера были в работе профсоюзных организаций основными, а защита интересов трудящихся – второстепенной задачей. И, тем не менее, профсоюзы были авторитетной организацией. Быть членом профкома и, тем более председателем профкома, было не только ответственно, но и престижно, так как в профсоюзное руководство выбирали лучших, авторитетных коллег, которые тесно сотрудничали с администрацией, парткомом, то есть со всеми руководящими органами, где принимались окончательные решения и где учитывался голос профсоюза. «А что профком скажет?» – говорил директор школы при решении каких-то вопросов». – вспоминает Антонина Николаевна.
И все-таки это было интересное время. Время, когда непостижимо огромнейшая работа профсоюзного актива проводилась на личном энтузиазме и общественных началах, когда колоссальный труд вознаграждался только Почетными грамотами к очередному юбилею, когда существовала уравниловка в распределительном механизме, а профсоюзным лидерам, руководствовавшимся правилом: «Раньше думай о Родине, а потом о себе…» и личным примером, удавалось мобилизовывать коллектив на принятие и выполнение обязательств к очередному юбилею.
Сегодня другое время. Иные взгляды, другие цели, другой этап в истории профсоюзного движения. И, следовательно, возникает вопрос: что надо, чтобы молодые специалисты сегодня становились членами профсоюза и проявляли активность? Что скажет на это ветеран профсоюзного движения? «Во-первых, профкому нужно предложить актуальный для молодежи пакет гарантий. Человек должен знать, что его права как молодого специалиста не будут ограничены, что он может рассчитывать на получение материальной помощи, на справедливое распределение установленных надбавок и на получение премии, если он заслужил и так далее. Во-вторых, молодому специалисту надо обеспечить поддержку в процессе адаптации его в коллективе, ему должно быть комфортно среди коллег. Как и раньше молодежь нуждается в профессиональной помощи, в вопросах обеспечения жильем, а часто и материальной адресной помощи. Если молодой специалист поймет, что он не одинок в решении производственных и социальных проблем, что рядом работают профессионалы-наставники, всегда готовые подсказать, поддержать и просто внимательно выслушать, то членом профсоюза он станет обязательно. В-третьих, конечно, в коллективе молодому специалисту должно быть интересно. Я сторонница коллективных творческих дел, в том числе и коллективного отдыха. »
Бывший профсоюзный лидер и сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, готова в любое время прийти на помощь своим близким и друзьям. Она заботливая жена, любящая мама и бабушка, хорошая подруга. Как и в былые времена, она продолжает вести активный образ жизни:
Ирина Симонова, ветеран педагогического труда.
раскрыть » / « свернуть