Приложение 5
УТВЕРЖДЕНО
Приказ отдела
по образованию
Кобринского райисполкома
10.09.2019 № 276
Положение о наставничестве
- Общие положения.
1.1. Наставничество – форма индивидуальной работы с молодыми педагогами.
Наставник – опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист – выпускник, получивший среднее специальное или высшее образование по дневной форме обучения за счет средств республиканского и (или) местного бюджета и направленный на работу по распределению.
1.2. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания предметной специализации и методики преподавания.
- Цели и задачи наставничества.
2.1. Целью наставничества в учреждении образования является оказание помощи молодым педагогам в их профессиональной адаптации и профессиональном становлении.
2.2. Основными задачами наставничества являются:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в учреждении образования;
- ускорение процесса профессиональной адаптации педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в учреждении образования, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагога.
- Организационные основы наставничества.
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя учреждения образования.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет представитель администрации и руководитель методического объединения, в котором организуется наставничество.
3.3. Наставничество устанавливается над следующими категориями работников учреждения образования:
- впервые принятыми на работу педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в учреждениях образования;
- выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в учреждение образования по распределению;
- педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке по определенной тематике.
3.4. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым педагогом в период наставничества. Оценка дается во время промежуточного и итогового контроля.
- Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственные и локальные нормативные акты, определяющие права и обязанности молодого педагога по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым педагогом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу учреждения образования, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения; вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к работнику данного учреждения образования, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий, выполнение плана профессионального становления;
- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого педагога, корректировать его поведение в учреждении образования, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого педагога, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
- Обязанности молодого специалиста:
5.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника утверждается приказом директора учреждения образования.
5.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
- изучить и руководствоваться в работе Кодексом Республики Беларусь об образовании, нормативными актами, определяющими его служебную деятельность, структуру, особенности деятельности учреждения образования, функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника эффективным методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой профессиональный и культурный уровень;
- периодически отчитываться перед наставником о своей работе.
- Руководство работой наставника.
6.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя руководителя учреждения образования, ответственного за организацию работы с молодыми специалистами.
6.2. Заместитель руководителя учреждения образования обязан:
- представить назначенного молодого специалиста педагогам учреждения образования, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
- посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым педагогом;
- организовать обучение наставников эффективным формам и методам работы, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
- изучать, обобщать и распространять положительный опыт организации наставничества в учреждении образования;
- определить меры поощрения наставников.
Приложение 6
Состав комиссии
отдела по образованию
Кобринского райисполкома
для проведения собеседования по итогам работы
с молодыми специалистами
Председатель: Радкович Г.В.
Секретарь Шугай А.А.
Члены комиссии:
Шугай А.А.
Члены комиссии:
Гучик С.С.
Евдокимова М.И.
Петрукович Т.И.
Байдалова Е.А.
Буснюк Л.А.
Валько Т.Н.
Волосюк А.М.
Горошко Л.С.
Корольчук В.В.
Бондарук С.П.
Остапук Н.В.
Снитко О.И.
Угляница Т.В.
Криволапова Н.Н.
Григорук С.Г.