Приложение 3
УТВЕРЖДЕНО
Приказ отдела
по образованию
Кобринского райисполкома
10.09.2019 № 276
ПОЛОЖЕНИЕ
о районной Школе молодого учителя «Поиск»
- Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность методического формирования, которое создается при наличии в учреждениях молодых специалистов первого года работы.
1.2. Школа молодого учителя организуется в соответствии с приказом отдела по образованию Кобринского райисполкома.
1.3. Содержание работы регламентируется настоящим положением.
- Цели, задачи и виды деятельности
2.1. Школа молодого учителя «Поиск» –
Профессионализм
Образованность
Инициативность
Сотрудничество
Креативность –
создана с целью оказания целенаправленной системной помощи молодым педагогам в профессиональном становлении через изучение опыта работы лучших педагогов района.
2.2. Задачи деятельности школы молодого учителя:
- помочь молодым педагогам, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и эффективный педагогический опыт, овладеть практическими умениями и навыками организации образовательного процесса;
- создать условия для установления отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и опытными педагогами;
- способствовать формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности педагогов;
- формировать и воспитывать у молодых педагогов потребность в непрерывном самообразовании.
2.3. При решении поставленных перед ней задач школа молодого учителя взаимодействует с соответствующими структурами в учреждениях образования района.
2.4. Основные виды деятельности школы молодого учителя:
- проведение опытными педагогами мастер-классов и учебных занятий для начинающих педагогов;
- привлечение молодых педагогов к подготовке и организации семинаров и конференций по проблемам образования;
- отслеживание результатов работы молодого учителя;
- подбор методической литературы по вопросам образования.
Состав Школы молодого учителя и организация работы:
3.1. В состав Школы молодого учителя входят молодые педагоги первого года работы.
3.2. Руководство Школой молодого учителя и перспективные направления ее развития осуществляет работник отдела по образованию Кобринского райисполкома, ГУМУ «Кобринский районный учебно-методический кабинет».
3.3. Руководитель Школы молодого учителя осуществляет организацию и руководство всеми видами деятельности ШМУ и несет ответственность за результаты ее работы.
3.4. Заседания Школы молодого учителя проводятся не менее трех раз в год.
3.5. План работы Школы молодого учителя разрабатывается руководителем, рассматривается и утверждается на заседании методического совета.
- Документация:
План работы на текущий учебный год, рассмотренный и утвержденный на заседании методического совета.
Протоколы и материалы заседаний.
Банк данных о молодых специалистах.
Анализ работы ШМУ за предыдущий год.
- Права и обязанности участников Школы молодого учителя
5.1. Участники Школы молодого учителя имеют право:
- вносить предложения по совершенствованию деятельности ШМУ;
- принимать участие в составлении плана работы;
- участвовать в учебно-методических конференциях, семинарах и совещаниях, презентуя наработанный опыт;
- знакомиться с методической литературой;
- присутствовать на занятиях своих коллег (с их предварительного согласия и по согласованию с руководителем школы молодого учителя).
5.2. Участники Школы молодого учителя обязаны:
5.2.1.Учебная работа:
- изучить и руководствоваться в работе нормативными документами, регламентирующими деятельность учреждения общего среднего образования;
- изучить принципы перспективного и текущего планирования образовательного процесса в учреждении образования;
- разрабатывать поурочные планы;
- в течение учебного года планировать внеклассную работу в соответствии с планом работы учреждения образования;
- в учебной работе на учебном занятии использовать различные методы, приемы, формы и средства, активизирующие познавательную деятельность учащихся;
- участвовать в оформлении кабинетов учреждения образования;
- наблюдать за работой педагога-наставника, других коллег, анализировать увиденное, применять в работе лучший опыт;
- активно сотрудничать с наставником и руководителем школы молодого учителя, прислушиваться к их советам и рекомендациям.
- подготовить материалы для предоставления их в отдел по образованию к собеседованию по итогам первого года работы молодого специалиста.
5.2.2. Методическая работа:
Молодой учитель входит в состав школьного и районного методических объединений и принимает активное участие в их работе, при этом он должен:
- изучать лабораторное оборудование, электронные средства обучения и наглядные пособия учреждения образования с последующим использованием их в педагогической деятельности;
- посещать учебные занятия опытных педагогов, участвовать в организации и проведении олимпиад по своему предмету, изучать педагогический опыт работников учреждения образования;
- за первый год работы подготовить и провести не менее двух открытых учебных занятий;
- проводить анализ знаний учащихся, используя различные формы опроса, оформлять результаты в соответствии с планом работы учреждения образования;
- систематически знакомиться с педагогической и методической литературой, участвовать в ее обсуждении;
- регулярно посещать заседания Школы молодого учителя;
- участвовать в мероприятиях, организуемых Школой молодого учителя;
- соблюдать трудовую дисциплину и Правила внутреннего трудового распорядка.
5.2.3.Работа классного руководителя.
Молодой педагог может выполнять работу классного руководителя. Для этого молодой специалист обязан:
- изучить состав класса и индивидуальные особенности учащихся, составить психолого-педагогическую характеристику класса и представить ее своему руководителю;
- организовать детский коллектив с учетом возрастных и психологических особенностей, добиваться сплоченности, активности, инициативы и творчества у учащихся;
- проводить классные часы, мероприятия, направленные на расширение кругозора и укрепление здоровья учащихся;
- организовать профориентационную работу среди учащихся и принимать в ней непосредственное участие;
- работать с законными представителями учащихся.
- Обязанности администрации учреждений образования:
Администрация учреждения образования создает молодым специалистам необходимые условия для выполнения плана работы:
- издает приказ «Об организации работы с молодыми специалистами в учреждении образования» на основании приказа отдела по образованию Кобринского райисполкома;
- ответственным за работу с молодыми специалистами приказом назначается заместитель директора по учебной работе;
- приказом назначает опытного педагога-наставника, имеющего первую или высшую квалификационную категорию;
- знакомит с правилами внутреннего трудового распорядка;
- утверждает индивидуальный план работы молодого специалиста;
- посещает отдельные учебные занятия и воспитательные мероприятия;
- оказывает Школе молодого учителя всемерное содействие; предоставляет необходимые материалы и документы, иные сведения, необходимые для осуществления деятельности;
- осуществляет контроль работы с молодыми специалистами;
- подводит итоги работы с молодыми специалистами на педсовете или совещании при директоре до 01 мая каждого года.
Педагог-наставник:
- разрабатывает совместно с молодым учителем индивидуальный план работы;
- оказывает молодому специалисту повседневную помощь в приобретении профессионально-педагогических знаний, умений, навыков;
- консультирует молодого педагога в случае возникновения трудностей в работе;
- по итогам работы составляет характеристику молодого специалиста.
- Общее руководство работой Школы молодого учителя осуществляется районным отделом по образованию:
7.1. Работник отдела по образованию, ГУМУ «Кобринский районный учебно-методический кабинет»:
- проводит инструктивно-методическую работу с молодыми специалистами согласно плану работы отдела по образованию Кобринского райисполкома с молодыми специалистами;
- организует работу «Районной Школы молодого учителя»;
- контролирует руководство молодыми специалистами со стороны руководителя учреждения образования, участвует в собеседовании по итогам первого года работы молодых специалистов;
- оказывает методическую помощь молодым специалистам.
7.2. Подведение итогов работы с молодыми специалистами проводится в конце учебного года. Для итогового собеседования по результатам первого года работы молодые специалисты представляют в ГУМУ «Кобринский районный учебно-методический кабинет» материалы, в которых содержится:
- титульный лист;
- зачетный лист молодого специалиста с характеристикой, заверенной руководителем учреждения;
- содержание;
- план работы учреждения образования с молодым специалистом;
- индивидуальный план работы молодого специалиста;
- отчет о работе за год;
- материалы по самообразованию;
- приложения:
- планы-конспекты учебных занятий (не менее двух);
- план-конспект воспитательного мероприятия;
- другие материалы из опыта работы.
- Подведение итогов
По итогам первого года работы молодых специалистов в отделе по образованию Кобринского райисполкома проводится собеседование с участием членов комиссии отдела по образованию Кобринского райисполкома, ответственных за работу с молодыми специалистами в учреждениях образования, молодых специалистов.
Приложение 4
УТВЕРЖДЕНО
Приказ отдела
по образованию
Кобринского райисполкома
10.09.2019 № 276
ПОЛОЖЕНИЕ
о Школе начинающего воспитателя
учреждения дошкольного образования
- Общие положения
- Настоящее положение регламентирует деятельность методического формирования, которое создается при наличии в учреждениях дошкольного образования Кобринского района начинающих воспитателей первого года работы.
- Школа начинающего воспитателя организуется в соответствии с приказом отдела по образованию Кобринского райисполкома.
- Содержание работы регламентируется настоящим положением.
- Районное методическое формирование «Школа начинающего воспитателя учреждения дошкольного образования» (далее ШНВ) проводит образовательную, методическую работу в области дошкольного образования.
- Возглавляет ШНВ руководитель из числа опытных и авторитетных педагогов, который назначается приказом начальника отдела по образованию Кобринского райисполкома.
- Заседания проводятся по мере необходимости, но не менее 3-х раз в учебном году, в период между заседаниями консультационная работа проводится в онлайн-режиме.
- В своей деятельности ШНВ руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, другими нормативными правовыми документами, инструктивно-методическими материалами, регламентирующими деятельность учреждений дошкольного образования.
- Школа представляет собой:
- коммуникационный центр, позволяющий преобразовывать, хранить, транслировать, в том числе интерактивно, информацию, направленную на решение проблем образовательного характера в масштабах учреждений дошкольного образования Кобринского района;
- средство дистанционного обучения, коучинг-консультирования;
- место обсуждения актуальных вопросов с неограниченным количеством участников посредством чата "Школа начинающего воспитателя" в мессенджере "Telegram";
- доска объявлений;
- файлообменник, копилка организационно-методических, дидактических и видео материалов (сайт школы, видеоканал на "YouTube").
- Цели и задачи деятельности
Цель деятельности ШНВ: оказание целенаправленной системной помощи молодым специалистам в профессиональном становлении через изучение опыта работы лучших педагогов района, сетевое взаимодействие.
Задачи:
- повышение уровня профессиональных знаний педагогов в области теории и методики дошкольного образования (совершенствование методики проведения различных видов занятий, их учебно-методического и материально-технического обеспечения), детской психологии, современных требований к качеству дошкольного образования, достижений педагогической науки;
- повышение уровня профессиональных психолого-педагогических умений;
- формирование и воспитание у начинающих воспитателей потребности в непрерывном самообразовании;
- обеспечение широкому кругу заинтересованных лиц открытого доступа к организационно-методическим материалам и решению актуальных вопросов дошкольного образования;
- непрерывное интерактивное взаимодействие и постоянный обмен информацией между молодыми воспитателями и опытными педагогами учреждений дошкольного образования Кобринского района.
- Ведущие направления работы
- Обеспечение организационно-педагогических условий эффективной профессиональной адаптации начинающих воспитателей.
- Осуществление интенсивной интеграции в профессиональную деятельность.
- Развитие педагога как субъекта социальной жизни, активного, творческого участника педагогического процесса.
- Знакомство с опытом работы лучших педагогов района по использованию адаптивных технологий в образовательном процессе.
- Изучение нормативных правовых документов, учебно-методических и инструктивных материалов, справочной литературы, обеспечивающих реализацию образовательного процесса.
- Разработка и обсуждение оптимального планирования, эффективного использования учебно-методических пособий и дидактических материалов, учебно-методических комплексов.
- Накоплеление практического и аналитического материала, создание банка данных деятельности ШНВ.
- Основные формы деятельности
- коучинг-консультирование;
- очно-дистанционный семинар;
- онлайн-семинар;
- вебинар;
- онлайн-консультация;
- мастер-класс;
- обсуждение в чате;
- флэш-презентация;
- панорама идей;
- виртуальная экскурсия;
- фото галерея;
- видео занятия;
- внутренняя переписка.
Преимущества участия в Школе:
- возможность заниматься самообразованием в удобное время, в удобном месте и темпе;
- адресная направленность - деятельность ориентирована на индивидуальные потребности педагогов, реализуется дифференцированный подход;
- доступность участия, т.к. организуется для педагогов без выезда в учебно-методический кабинет, без лишних материальных затрат и потери времени»
- экономичность - снижение затрат на транспортные расходы, т.к. с помощью компьютера есть возможность получения необходимой информации в полном объеме;
- добровольность - вступление в сетевое взаимодействие и дистанционное обучение, исходя из собственных потребностей и убеждений;
- освоение современных информационно-коммуникационных технологий»;
- возможность непрерывного общения и взаимообучения.
- Документация
1 Приказ о создании ШНВ.
2 Положение о ШНВ.
3 План работы ШНВ на учебный год.
4 Банк данных о начинающих воспитателях (участниках ШНВ).
5 Сведения о потребностях и затруднениях членов ШНВ (по результатам анкетирования).
6 Список участников заседаний ШНВ.
7 Материалы заседаний ШНВ.
8 Фото и видеоматериалы.
9 Аналитические материалы (анализ итогов работы за прошедший учебный год).
10 Практические рекомендации по результатам работы ШНВ.
11 Список методической литературы по теме заседания ШНВ.
- Обязанности руководителя
1 Составлять план деятельности ШНВ на учебный год.
2 Анализировать деятельность ШНВ за учебный год.
3 Организовывать и руководить всеми видами деятельности в рамках ШНВ.
4 Вести документацию по деятельности ШНВ.
5 Выявлять потребности и затруднения педагогов в профессиональной сфере.
6 Способствовать профессиональному и личностному развитию педагогов, мотивации профессиональной деятельности.
- Права участников ШНВ
Участники Школы начинающего воспитателя имеют право:
1 вносить предложения по совершенствованию деятельности ШНВ;
2 принимать участие в составлении плана работы;
3 участвовать в учебно-методических конференциях, семинарах и совещаниях, презентуя наработанный опыт;
4 знакомиться с методической литературой;
5 присутствовать на занятиях своих коллег (с их предварительного согласия и по согласованию с руководителем школы начинающего воспитателя);
6 ставить вопрос о публикации материалов работы ШНВ в периодических изданиях;
7 ставить вопрос перед администрацией учреждений дошкольного образования о поощрении участников ШНВ за активное участие в работе;
8 оформлять материалы, в том числе и фотоматериалы, по результатам заседаний ШНВ на сайте отдела по образованию Кобринского райисполкома.
- Обязанности участников ШНВ
Участники Школы начинающего воспитателя обязаны:
- изучить и руководствоваться в работе нормативными документами, инструктивно-методическими материалами, регламентирующими деятельность учреждения дошкольного образования;
- в течение учебного года планировать образовательный процесс с воспитанниками и их законными представителями;
- при осуществлении специально организованной деятельности, регламентированной типовым учебным планом дошкольного образования использовать различные методы, приемы, формы и средства, активизирующие познавательную деятельность воспитанников;
- способствовать накоплению и систематизации материалов в микрокабинете воспитателя дошкольного образования;
- наблюдать за работой педагога-наставника, других коллег, анализировать увиденное, применять в работе лучший опыт;
- активно сотрудничать с наставником и руководителем школы начинающего воспитателя, прислушиваться к их советам и рекомендациям.
- подготовить материалы для предоставления их в отдел по образованию к собеседованию по итогам первого года работы молодого специалиста.
- за первый год работы подготовить и провести не менее двух открытых занятий с воспитанниками;
- систематически знакомиться с педагогической и методической литературой, участвовать в ее обсуждении;
- регулярно посещать заседания Школы начинающего воспитателя;
- участвовать в мероприятиях, организуемых Школой начинающего воспитателя;
- соблюдать трудовую дисциплину и Правила внутреннего трудового распорядка.
- Обязанности администрации учреждений дошкольного образования:
Администрация учреждения дошкольного образования создает молодым специалистам необходимые условия для выполнения плана работы:
- издает приказ «Об организации работы с молодыми специалистами в учреждении дошкольного образования» на основании приказа отдела по образованию Кобринского райисполкома;
- ответственным за работу с молодыми специалистами приказом назначается заместитель заведующего (заведующий учреждения дошкольного образования);
- приказом назначает опытного педагога-наставника, имеющего первую или высшую квалификационную категорию;
- знакомит с правилами внутреннего трудового распорядка;
- утверждает индивидуальный план работы молодого специалиста;
- посещает отдельные учебные занятия и воспитательные мероприятия;
- оказывает Школе начинающего воспитателя всемерное содействие; предоставляет необходимые материалы и документы, иные сведения, необходимые для осуществления деятельности;
- осуществляет контроль работы с молодыми специалистами;
- подводит итоги работы с молодыми специалистами на педсовете или совещании при заведующем до 01 мая каждого года.
Педагог-наставник:
- разрабатывает совместно с молодым воспитателем индивидуальный план работы;
- оказывает молодому специалисту повседневную помощь в приобретении профессионально-педагогических знаний, умений, навыков;
- консультирует молодого педагога в случае возникновения трудностей в работе;
- по итогам работы составляет характеристику молодого специалиста.
Общее руководство работой Школы начинающего воспитателя осуществляется районным отделом по образованию:
Работник отдела по образованию, ГУМУ «Кобринский районный учебно-методический кабинет»:
- проводит инструктивно-методическую работу с молодыми специалистами согласно плану работы отдела по образованию Кобринского райисполкома с молодыми специалистами;
- организует работу «Районной Школы начинающего воспитателя»;
- контролирует руководство молодыми специалистами со стороны руководителя учреждения образования, участвует в собеседовании по итогам первого года работы молодых специалистов;
- оказывает методическую помощь молодым специалистам.
Подведение итогов работы с молодыми специалистами проводится в конце учебного года. Для итогового собеседования по результатам первого года работы молодые специалисты представляют в ГУМУ «Кобринский районный учебно-методический кабинет» материалы, в которых содержится:
- титульный лист;
- зачетный лист молодого специалиста с характеристикой, заверенной руководителем учреждения;
- содержание;
- план работы учреждения образования с молодым специалистом;
- индивидуальный план работы молодого специалиста;
- отчет о работе за год;
- материалы по самообразованию;
- приложения:
- планы-конспекты учебных занятий (не менее двух);
- план-конспект воспитательного мероприятия;
- другие материалы из опыта работы.
- Подведение итогов
По итогам первого года работы молодых специалистов в отделе по образованию Кобринского райисполкома проводится собеседование с участием членов комиссии отдела по образованию Кобринского райисполкома, ответственных за работу с молодыми специалистами в учреждениях образования, молодых специалистов.